К Балтийской АЭС снова появился интерес, и на этот раз у соседей Калининградской области в Польше. Польское издание Biznes Alert отмечает, что идея ее постройки появилась в 2008 году. 16 апреля 2008 года Росатом и руководство региона подписали соответствующее соглашение. Планировалось, что АЭС появится в 12 км к западу от города Неман, неподалеку от литовской границы. Объект должен был состоять из двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200/491 мощностью 1194 МВт каждый. Согласно проекту, первый блок предполагалось запустить в 2016-м, а второй – в 2018 году.
Выбор таких технических характеристик и спешка объяснялись двумя причинами. Первая заключалась в необходимости покрыть энергетические потребности самой Калининградской области. Оценивалось, что для этого будет нужна электростанция мощностью 550 МВт с перспективой наращивания производства электроэнергии до 800 МВт. Так что первого блока АЭС должно было хватить с запасом. Предполагалось, что второй будет производить энергию для экспорта прежде всего в Литву и Польшу, а в дальнейшем и в Германию. Вторая причина оказалась ключевой при принятии инвестиционного решения, в особенности в контексте закрытия Игналинской АЭС в Литве в конце 2009 года. В тот период страны Балтии и Польша вели активные переговоры на тему строительства трех энергоблоков АЭС в литовском Висагинасе. Балтийская атомная электростанция была призвана помешать этому проекту и поставлять в страны Балтии произведенную на ней электроэнергию посредством системы IPS/UPS (энергокольцо БРЭЛЛ).
Напомним читателям, что 25 февраля 2010 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня на строительстве Балтийской АЭС. Основной этап строительных работ начался в апреле 2011 года. Но в апреле 2014 года строительство станции было приостановлено и практически заморожено. Официально строительство станции было приостановлено приказом АО «Концерн Росэнергоатом» от 26.09.2018 № 9/1306-П «О приостановлении строительства Балтийской АЭС». По состоянию на 2018 год готовность станции оценивалась в 12%, в том числе энергоблока № 1 – 18%, энергоблока № 2 – 2 %. В 2020-м был заключен договор на разработку проекта консервации построенных сооружений. Все работы по консервации планируется завершить в 2024 году, стоимость работ оценивается в 3 млрд руб. Надо сказать, что в основном АЭС прекратили строить из-за отсутствия потребителя ее электроэнергии. Хотя Росатом окончательно от проекта не отказывался и планировал пересмотреть его технические особенности. Проект АЭС оценивался в 5 млрд евро, и в тот период (апрель 2011 года) ОАО «Интер РАО ЕЭС» сообщало, что иностранные инвесторы могут получить до 49% в проекте строительства АЭС.
Еще в 2010 году, если верить Biznes Alert, Россия официально пригласила к участию в проекте Польшу. Россияне ожидали от поляков не только долевого участия в возведении самой электростанции, но и присоединения к созданию энергомоста Мамоново–Ольштын. Экспортная мощность этой линии должна была составить более 4,8 млрд кВт в год. Ее появление перечеркнуло бы шансы на появление электроэнергетических объектов в северо-восточных польских регионах и энергомоста между Польшей и Литвой («ЛитПол Линк»), необходимого для отключения стран Балтии от постсоветского энергетического кольца. Но тогда и поляки, и литовцы отказались от участия в финансировании Балтийской АЭС. Вследствие этого в 2013 году в Калининградской области заработали четыре новые теплоэлектростанции: три газовые и одна угольная суммарной мощностью 1 ГВт. Вместе с уже работающей Калининградской ТЭЦ-2 (900 МВт) они производят в два раза больше энергии, чем требуется эксклаву.
Однако как раз энергетическая политика ЕС, направленная на принуждение всех стран – членов евросообщества к отказу от использования ископаемого топлива, принесла свои неожиданные плоды. Польская энергетическая компания ZE PAK, обеспечивающая 4% потребностей страны в электроэнергии, заявила о намерении свои средства инвестировать в завершение строительства АЭС в Калининградской области, делая ставку на отказ Польши от угля в энергетике и поиск «чистых» источников энергии, в том числе атомной.
Аналитик польской Polityka Insight Роберт Томашевский 6 июля сообщил о заинтересованности ZE PAK в покупке акций недостроенной Балтийской АЭС и о том, что их приобретение и строительство линии с Калининградом, по неофициальным данным, должно было обсуждаться на встрече главного акционера ZE PAK Соложи с премьер-министром Моравецким и министром по контролю за госактивами Сасиным. По информации Томашевского, партнером ZE PAK может стать венгерская энергетическая компания МУМ – крупнейший производитель энергии в Венгрии и владелец АЭС Пакш.
В Росатоме отмечали, что Балтийская АЭС поколения 3+ является перспективным региональным энергетическим проектом, способствующим реализации планов ЕС по декарбонизации экономики, и что она «остается открыта к диалогу с заинтересованными сторонами».
Представитель польского правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что присоединение планируемой к завершению Балтийской АЭС к энергосистеме Польши «просто невозможно» из-за юридических факторов.
Однако считается, что идея инвестировать частный польский капитал в российскую АЭС, утвержает Biznes Alert, расходится с содержанием стратегических документов, в частности, со стратегией «Энергетическая политика Польши до 2040 года», и есть риск того, что нам окажется невыгодно заниматься собственными инвестициями в этой сфере (например, строить АЭС). Ситуация на рынке энергии в Польше, конечно, не выглядит для крупного бизнеса радужной, а через несколько лет станет еще более сложной. Бизнесмены, в особенности те, которые располагают средствами, сами начали искать пути решения проблем своих предприятий. Это показывает недавний пример компании «Синтос» Михала Соловова, который подписал договор с «Орленом» о сотрудничестве в рамках создания малых модульных реакторов. Полностью отказаться от угля Польша планирует лишь через 30 лет.