Губернатор Курской области Роман Старовойт совершил рабочую поездку в Курчатов. Глава региона ознакомился с ходом дел на важнейшем энергетическом объекте региона – Курской АЭС-2, которая заменит «старую» атомную станцию после её вывода из эксплуатации.
По словам исполняющего обязанности директора Курской АЭС Александра Увакина, работа ведётся с опережением графика.
– Если такими темпами будем идти дальше, то заявленный на 2025 год объём будет скоро выполнен. Но у нас на первом месте вопрос безопасности, – сообщил он. – То, что мы построим, необходимо сдать государству, его надзорным органам, провести испытания. От физического пуска реактора до его промышленной эксплуатации проходит не меньше года.
Особый интерес руководителя области вызвала доставка на рабочую площадку первого корпуса реактора ВВЭР-ТОИ. Осмотреть уникальное изделие пригласили и ветеранов станции.
– По конструкторским решениям это новое устройство. Оно мощнее своих предшественников. Тех, что запущены на Ленинградской и Нововоронежской АЭС, – пояснил Увакин.
Корпус реактора ВВЭР-ТОИ имеет свои особенности. Например, в отличие от корпуса реактора ВВЭР-1200, в нём уменьшено количество сварных соединений с шести до четырёх – исключены сварные соединения в активной зоне. Это снижает радиационное воздействие на швы и улучшает эксплуатационные характеристики изделия, что позволит после 60 лет эксплуатации продлить срок службы корпуса ещё на 40 лет.
Корпус прибыл в Курчатов, преодолев по суше 1800 километров, и руководство стройки считает момент прибытия на площадку ключевым событием года. Это важнейшее оборудование первого энергоблока. Внутри корпуса реактора на этапе эксплуатации АЭС размещается ядерное топливо и протекает управляемая ядерная реакция с выделением большого количества тепла.
ВВЭР-ТОИ весит 340 тонн, его длина составляет 12 метров, изготовлен он из безникелевой стали, которая не меняет свойств под воздействием радиации и при высоких температурах. Корпус способен выдерживать давление в 250 атмосфер, что выше рабочего в 1,4 раза. Это сравнимо с давлением на глубине 2,5 км в океане.
Перевозка сверхтяжёлого негабаритного груза представляла собой сложную логистическую операцию. От места изготовления – завода «Атоммаш» в Волгодонске – оборудование было перевезено на спецпричал Цимлянского водохранилища, погружено на баржу и по воде доставлено в город Семилуки Воронежской области. Речной путь составил 1500 километров. В некоторых местах для прохода баржи требовалось углублять дно. Далее изделие преодолело ещё 300 километров на специальном автотранспорте до Курчатова.
– Осуществлена сложнейшая технологическая операция по доставке такого сооружения по автомобильным дорогам федерального и регионального значения, – подчеркнул Роман Старовойт. – Сейчас корпус здесь, на Курской площадке, и летом следующего года будет полностью установлен в построенном блоке.