28 декабря 2021

Росатом продемонстрировал работу пилотной системы «Цифровой водоканал» в Глазове представителям компании «Российские коммунальные системы»

АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») продемонстрировало работу системы «Цифровой водоканал» представителям компании «Российские коммунальные системы».  Встреча по обмену опытом в сфере цифровизации прошла в Глазове (Удмуртская республика) в обновленном диспетчерском центре АО «Тепловодоканал». Предприятие обеспечивает работу городских систем водоснабжения и водоотведения и является сегодня пилотной площадкой РИР для внедрения «Цифрового водоканала». 

В начале мероприятия прошла встреча с генеральным директором АО «Тепловодоканал» Алексеем Бобырем, который рассказал про ключевые подходы к проектированию, концессии, обследованию, обоснованию инвестиций.

«Водоканалы в стране более-менее стандартные. Все строились практически одновременно и на основе примерно одинаковых технологий. Все упирается в разную степень готовности к цифровизации. Мы готовы не только делиться своим опытом с коллегами по цеху, но и показывать систему, что называется в «боевом режиме», - рассказывает Алексей Бобырь.  - Цифровая трансформация ресурсоснабжения – одно из ключевых условий успешного развития. Она позволяет дистанционно собирать информацию, снижать издержки и автоматически выдерживать разные параметры работы. А предиктивная аналитика дает возможность не только предвосхищать нештатные ситуации, но и точнее планировать свои расходы».

Гостям продемонстрировали каждый модуль. Участники встречи обсудили особенности создания таких автоматизированных систем и подробно изучили обновленный диспетчерский центр. Здесь благодаря современным решениям диспетчер в режиме реального времени контролирует работу оборудования и трубопроводного комплекса, ремонтных бригад, выполнение заявок потребителей, а также предпринимает оперативные меры в случае каких-либо отклонений от нормативных показателей. 

Далее делегация осмотрела полевой уровень системы. Представители посетили насосную станцию третьего подъема, насосную станцию №14, увидели объекты, датчики, автоматику и контроллеры. Представители РИР рассказали о применяемых технологиях и поставщиках используемых решений. 

 «Цифровая трансформация предприятий водоснабжения сегодня является стратегической целью отрасли, поэтому мы в РКС также активно внедряем автоматизированные системы в производственные процессы. Встреча в Глазове еще раз подтвердила, что мы развиваемся в правильном направлении и вместе с водоканалами других городов можем вывести водоканализационную инфраструктуру на новый уровень. Благодарим коллег за интересную встречу и обмен опытом. Уверен, обе стороны подчерпнули для себя много полезного и в дальнейшем смогут использовать данный опыт в работе», - отметил технический директор ООО "Новогор-Прикамье" Алексей Политов.

«Цифровой водоканал» - это программно-аппаратный комплекс, разработанный РИР, для контроля, мониторинга и диспетчеризации технологических и производственных процессов предприятий водоснабжения. Он обеспечивает эффективный процесс управления предприятием за счет принятия обоснованных оперативных решений в едином информационном пространстве. Внедрение системы позволяет значительно повысить эффективность работы предприятия, надежность водоснабжения потребителей. Разработка систем «Цифровой водоканал» проходила при грантовой поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). 
Новый диспетчерский центр в Глазове – часть системы «Цифровой водоканал», которая внедряется в рамках концессионного соглашения, подписанного в 2019 году между Глазовом, Удмуртской Республикой и «Тепловодоканалом». Использование цифровых технологий уменьшает количество аварийных ситуаций, потери в сетях, повышает качество и надежность водоснабжения. Экономические и технические эффекты достигаются в том числе за счет различных программных модулей: «Анализ балансов», «Анализ режимов», «Заявки», «Обходчик-контролер», «Центральная панель».