Комплект из 4 парогенераторов для Блока №2 АЭС «Аккую» доставили в морской терминал «Восточный». После успешной разгрузки грузового судна тяжёлым гусеничным краном парогенераторы транспортировали на площадку временного хранения оборудования, где специальная комиссия проведёт входной контроль – проверку качества и комплектность оборудования.
Парогенераторы с российского завода-изготовителя «Атоммаш» автомобильным транспортом доставили до порта на берегу Цимлянского водохранилища, где их погрузили на грузовое судно. Из Волгодонска судно по реке Дон вышло в Азовское море, прошло по Черному, Мраморному, Эгейскому и Средиземному морям и, наконец, прибыло в пункт назначения – грузовой терминал «Восточный» на площадке строительства АЭС «Аккую». Протяженность морского пути составила около 3 000 км, общий вес грузовой партии превысил 1,8 тыс. тонн.
«Транспортировка крупногабаритного оборудования для АЭС «Аккую», как правило, выполняется комбинированно – и по суше, и по воде. Перевозчик учитывает много особенностей, тщательно продумывает путь следования груза, контролирует каждый этап погрузки. К примеру, для перевозки этой партии парогенераторов у причала на Цимлянском водохранилище были дополнительно организованы дноуглубительные работы. Кстати, что касается парогенераторов для Блока №1, то в реакторном отделении уже завершается подготовка к их монтажу. После их установки мы приступим к ключевой операции – сварке главного циркуляционного трубопровода, соединяющего основное оборудование первого контура», – прокомментировал первый заместитель генерального директора АО АККУЮ НУКЛЕАР, директор строящейся АЭС Сергей Буцких.
Парогенераторы относятся к основному оборудованию первого контура АЭС. Первый контур также включает в себя атомный реактор, главные циркуляционные насосы, главный циркуляционный трубопровод, компенсатор давления и комплекс систем безопасности. Парогенератор представляет собой теплообменный аппарат массой 355 тонн, в котором горизонтально расположенные трубки полностью погружены в теплоноситель – химически обессоленную воду. Внутри теплообменных трубок циркулирует теплоноситель первого контура. В верхней части корпуса находится пространство, где образуется пар, а в нижней – поверхность теплообмена, состоящая из 11 000 трубок. Суммарная длина всех трубок одного парогенератора превышает 140 км. Образующийся в парогенераторах пар паропроводами второго контура подаётся в турбину, где своим давлением вращает вал паровой турбины. Вращение вала передается электрогенератору, в котором механическая энергия трансформируется в электроэнергию.
Парогенераторы – оборудование длительного цикла изготовления, общая продолжительность всех производственных операций с начала производства металлургических заготовок до отгрузки занимает около двух лет. Производственный цикл включает в себя сварку корпуса из отдельных элементов, изготовление днищ, сверловку коллекторов первого контура, изготовление и установку теплообменных трубок, внутрикорпусных устройств, а также комплекс контрольных мероприятий. Перед отгрузкой с завода-изготовителя парогенераторы в обязательном порядке проходят гидравлические и вакуумные испытания: все технологические отверстия закрываются специальными заглушками, и внутрь корпуса подаётся азот с давлением. Таким образом подтверждается надёжность и прочность оборудования, которое будет использоваться на АЭС.