25 февраля 2022

Разработана первая версия атомного маркетплейса «Бриф»

Страна Росатом

Сократить длительность закупочных процедур с нескольких недель до считаных часов поможет разработанная в «Росатоме» цифровая система «Бриф». Пока — ​для закупок у отраслевых поставщиков, но со временем выставить свои товары и услуги на атомном маркетплейсе смогут и другие производители.

Подготовка, объявление торгов, сбор заявок, анализ предложений, подведение итогов — ​все это может занимать несколько недель и даже месяцев: нужно соблюсти букву закона и исключить риск недобросовестных закупок. А бывает, что закупка не состоялась, и тогда приходится начинать все сначала.

Ускорить процедуры при соблюдении всех закупочных тонкостей в «Росатоме» решили с помощью цифровых технологий. Во-первых, программа исключает нарушение законодательства, во‑вторых, компьютер быстро обрабатывает много информации и структурирует ее. «Подобные концепции давно существуют на рынке, — ​говорит гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. — ​В мире есть B2B-маркетплейс Alibaba. В России быстро и легко купить множество товаров предлагает «Яндекс.Маркет», Ozon, Wildberries и др. Мы разработали ­что-то вроде «Атомного Alibaba» или «Атом.Маркета» — ​систему, которая позволит нам, как промышленному заказчику, примерно с той же скоростью, как мы делаем обычные покупки в интернете, закупать оборудование и материалы».

Стартовую версию «Брифа» сделали для самого простого и объемного сегмента — ​типизированной продукции, которую отраслевые предприятия закупают у отраслевых же производителей. Сведения о них и их продукции давно и хорошо известны, все риски минимальны. Сейчас идет опытная эксплуатация.

В «Брифе» создается база опережающих оферт — ​предложений продукции, которая закупается из года в год. У базы масса достоинств. Первое — ​полная информация о поставщиках, их квалификации, финансовом состоянии, ассортименте, ценах, опыте исполнения предыдущих договоров и проч.

Второе — ​интеграция с базами отраслевых и государственных учетных систем. Это позволяет «Брифу» оперативно верифицировать все данные, введенные поставщиком. Программа сравнивает предложения и дает заключение о соответствии заявки и поставщика требованиям закупки. Заказчик на эту работу времени не тратит.

Третье — ​«Бриф» снижает операционные расходы поставщиков на участие в закупочных процедурах. Достаточно один раз заполнить профиль в системе, и можно принимать участие в закупках разных заказчиков.

Четвертое — ​прозрачность информации для заказчика, поставщика и контролирующих органов. В системе отражается количество закупок того или иного заказчика, стадия закупки, ее участники.

Пятое — ​исполнители отраслевых производственных и инвестиционных программ сэкономят два-три месяца за счет сокращения времени на процедурные вопросы. Пока один только сбор ценовых предложений с их уточнением длится в среднем две недели. В «Брифе» начальная максимальная цена рассчитывается автоматически за несколько секунд, потому что все оферты уже содержатся в базе. «Это будет прорыв, когда вместо недель мы будем тратить на закупки типизированной продукции внутри госкорпорации часы», — ​уверен Алексей Лихачев.

При регистрации поставщик заполняет профиль: информация о юридическом лице, товарах и услугах — ​технические характеристики и срок действия цены. Сведения о юридическом лице система автоматически проверяет в нескольких базах данных.

Профиль заказчика тоже верифицируется. Заказчик создает заявку, система подбирает в каталоге поставщиков информацию обо всех продуктах, которые наиболее точно отвечают заданным параметрам. Кроме того, «Бриф» отправляет поставщику уведомление: есть такая заявка, ваша продукция подходит. Если по ­какой-то причине система не включила в список продукцию поставщика, тот, отслеживая сроки проведения закупки по плану (он тоже внесен в систему) и не получив уведомления, может сам отправить заказчику информацию о своей продукции. При необходимости поставщик корректирует параметры продукции и цену. Видя полную информацию о потребности заказчика, поставщик подтверждает готовность участвовать в конкурсе.

В системе внедрен функционал как автоматической, так и ручной проверки данных. Воспользоваться им могут все представители конкурсной комиссии. После отбора предложений заказчик может сам проверить, соответствуют ли поставщики заявленным требованиям, и сравнить предложения. Можно отправить отобранным поставщикам запрос о снижении цены. Поставщики соглашаются или отклоняют запрос — ​заказчик анализирует новую информацию и либо отправляет еще один запрос, либо, если все устраивает, завершает отбор.

Система автоматически ранжирует поставщиков. Если у комиссии нет возражений, она подтверждает корректность рейтинга, и победителем становится поставщик, возглавивший его. Если члены закупочной комиссии считают, что победителем закупки должен быть другой поставщик, они могут изменить предлагаемый выбор, приведя железные аргументы. В дальнейшем любые организации, проверяющие соответствие закупок требованиям законодательства, увидят объективную картину выбора.

Таким образом, конечное решение о выборе поставщика остается за заказчиком. Он отправляет пакет документов на оформление договора. На этом процедура закупки в «Брифе» завершается.

Следующий этап развития платформы — ​закупка технологий, у них более сложная спецификация. Затем — ​товаров и услуг у внешних поставщиков. «Если 80–85 % людей могут удовлетворять свои потребности через электронную торговлю, то странно говорить, что корпорации и госзаказчик не могут удовлетворить свои потребности через аналогичную систему, — ​считает Алексей Лихачев. — ​Мы должны двигаться по тем тропинкам, которые рынок уже протоптал. Это еще и выгодный бизнес».