«Росатом» строит в Москве новый корпус ядерной медицины в Центре им. Дмитрия Рогачева. Этот объект имеет особое значение для здравоохранения. Несмотря на технические сложности, повышение стоимости стройматериалов и оборудования, работы ведутся усиленными темпами. Ожидается, что разрешение на ввод корпуса в эксплуатацию будет получено в декабре.
В Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева (НМИЦ ДГОИ) помогают детям со всей страны с самыми тяжелыми заболеваниями. Ежегодно здесь проходят лечение больше 10 тыс. пациентов, но мощностей центра уже не хватает.
В 2019 году Главгосэкспертиза согласовала проект строительства нового корпуса ядерной медицины — это позволит принять еще больше детей в стационар и увеличить число операций.
«Лист ожидания у нас переполнен, каждый день десятки пациентов приходят сюда с просьбой о госпитализации, мы можем взять только половину. Новое подразделение облегчит поступление и получение самой качественной терапии для детей», — говорит Галина Новичкова, генеральный директор НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева.
В корпусе также будут проводиться научные и научно-клинические исследования в области ядерной медицины.
Генеральным проектировщиком и подрядчиком выступает ГСПИ. Функции технического заказчика и строительного контроля выполняет Отраслевой центр капитального строительства (ОЦКС) «Росатома».
«Любой, кто побывал хоть раз в медучреждении детской онкологии, запомнит это навсегда и сделает все, чтобы помочь заболевшим детям. Все наши компетенции задействованы, мы максимально оптимизируем производственные процессы и ресурсы, чтобы сократить сроки ввода, понимая, насколько важен ввод в действие этого объекта как можно скорее», — подчеркнул генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.
Строительно-монтажные работы на площадке планируется завершить в сентябре 2022 года.
«Далее мы приступим к пусконаладочным работам всех инженерных систем здания, а также к наладке и калибровке медицинского оборудования, — сообщил директор филиала ГСПИ Алексей Журавлев. — Уже в октябре этого года планируем подать извещение об окончании строительства. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может быть выдано уже в декабре, что на целый год опережает целевой показатель по сроку завершения строительства, определенный правительством России».
При строительстве корпуса ядерной медицины использовалась единая информационная платформа (ЕИП).
«ЕИП обеспечивает свободный обмен данными на всех этапах жизненного цикла объекта строительства для решения проектных, производственных, строительных и управленческих задач всеми его участниками, — рассказывает директор ОЦКС Петр Степаев. — Взаимодействие в цифровом формате способствует принятию эффективных решений, улучшает коммуникацию между участниками, помогает преодолеть разобщенность рабочих процессов смежников и получать нужную информацию в нужное время».
Кроме того, в рамках проекта применили BIM-технологию: создана информационная модель корпуса на основе требований заказчика. Это позволяет отслеживать весь жизненный цикл объекта — от проектирования до эксплуатации.
«Внедрение данной технологии позволило повысить контроль за исполнителями, разработать сквозные графики, сформировать сквозную отчетность, повысить финансовую дисциплину, свести к минимуму риски выставления штрафных санкций при исполнении контракта, уменьшить количество бюрократических процедур в процессе принятия решений», — перечисляет Алексей Журавлев.
Начинка для корпуса
Корпус будет оснащен современным медицинским, инженерным оборудованием с автоматизированными средствами управления, максимально исключающими ручной труд. Оформят здание в тех же ярких тонах, что и соседние корпуса.
На нижних этажах разместятся лаборатории, диагностические подразделения, палаты для лечения радионуклидными препаратами. Здесь же будет сердце корпуса — помещение с циклотроном PETtrace 880 от GE Healthcare. На высокоточном ускорителе заряженных частиц планируют нарабатывать радиоизотопы 18F, 68Ga, 123I, 124I, 89Zr, 64Cu, чтобы изготавливать радиофармпрепараты для диагностики и лечения. Их будут производить в центре, а также проводить научно-исследовательские работы с РФП на основе твердотельных мишеней.
Максимальное число пациентов, которые смогут проходить диагностику на двух ПЭТ/КТ-сканерах, — 10 тыс. в год. ПЭТ/КТ-система Biograph Vision 450 закуплена у Siemens, а ПЭТ/КТ-система Discovery РЕТ/СТ 710 — у GE Healthcare.
На верхних этажах будет располагаться научно-клинический блок, включающий в себя отделение детской хирургии и онкологии, отделение нейроонкологии и лабораторию биомедицинских клеточных продуктов. В состав операционно-реанимационного блока войдет интегрированная операционная от Karl Storz, оснащенная высококлассным хирургическим оборудованием, видеосистемами высокой четкости, сенсорными мониторами управления и т. д. В перспективе здесь будет использоваться комплекс роботической хирургии Da Vinci, а также рентгенохирургическая передвижная С-дуга OEC One производства GE Healthcare. В отделении интенсивной терапии и реанимации будет работать цифровой рентгенодиагностический аппарат Optima XR240amx, также от GE Healthcare.
О пандемии и санкциях
В ходе реализации проекта участники столкнулись с рядом сложностей. Ограничительные меры, которые действовали во время пандемии коронавируса, повлияли на темпы строительства. Но компенсирующие мероприятия позволили выйти на плановые показатели сроков. Например, был введен круглосуточный режим работы в три смены, увеличено количество рабочих, машин и т. д.
«Зоны строительства разделили на захватки (часть здания или сооружения, в пределах которой повторяются одинаковые или схожие комплексы строительных работ примерно равной трудоемкости и продолжительности. — «СР»), что позволило заливать фундаментную плиту частями и возводить монолитные конструкции с противоположных осей здания с возможностью возведения до перекрытия второго этажа каждой отдельной захватки. Мы также оптимизировали железобетонные работы: внедрили поточный метод, конвейерную технологию монтажа опалубки, ускорили процесс армирования типовых конструкций, увеличили скорость бетонных работ на 15 % за счет применения добавок, — перечисляет Петр Степаев. — Организовали тепловые контуры в строящемся здании с подводом теплои водоснабжения по временной схеме, чтобы вести работы по внутренней отделке и установке оборудования зимой. И это лишь часть решений».
Кроме того, правительство разрешило предприятиям атомной отрасли не приостанавливать деятельность.
«В 2020 году велись работы по возведению монолитного каркаса здания, по выносу инженерных сетей из пятна застройки и устройству новых инженерных коммуникаций, — рассказывает Алексей Журавлев. — Мы постоянно были на строительной площадке. Заливка бетона велась в круглосуточном режиме. Основной объем общестроительных работ выполняет отраслевое предприятие СМУ‑1, которое входит в инжиниринговый дивизион «Росатома». Они тоже не прекращали работу, не снижали темпы строительства и оказывали всестороннюю поддержку».
Повышение стоимости строительных ресурсов в 2021 году также оказало влияние на проект.
«Откорректированная сметная документация была направлена в Главгосэкспертизу. 15 октября мы получили положительное заключение, на основании которого на строительство и реконструкцию объекта были выделены дополнительные средства из резервного фонда правительства. В период проведения этих процедур во избежание срыва сроков производства работ проводились опережающие закупки материалов и инженерного оборудования», — говорит Петр Степаев.
Рост курса валют повлек за собой увеличение стоимости импортного медицинского оборудования. Чтобы избежать дальнейшего повышения закупочной стоимости, было принято решение провести опережающие закупки. Поставкой медицинского оборудования занимается ГСПИ, как единственный поставщик по проекту с 2019 по 2022 год в соответствии с решением правительства. В декабре 2021‑го была поставлена большая часть тяжелого медицинского оборудования: циклотрон, ПЭТ/КТ-сканер от GE, оборудование для синтеза радиофармпрепаратов.
«Конечно, мы и сейчас сталкиваемся с рядом трудностей, которые касаются как строительно-монтажных работ, так и поставки оборудования, — добавляет Алексей Журавлев. — Некоторые поставщики отказываются от контрактов, заключенных в 2021 году, на поставку строительных материалов, медицинского оборудования, техники и возвращают авансы. Есть и определенные трудности со ввозом в страну. Однако перед «Росатомом» стоит задача завершить строительство в 2022 году, и мы обязаны ее выполнить».