В Парке науки и искусства федеральной территории «Сириус» 15-17 августа состоялся первый Всероссийский съезд учителей физики. В очном и дистанционном формате в нем приняли участие около 1,5 тыс. педагогов из 78 регионов России. В работе съезда приняли участие представители НИЯУ МИФИ, в том числе ректор университета Владимир Шевченко.
В ходе мероприятия эксперты, руководители и представители вузов, а также преподаватели обсудили достижения и перспективы развития школьной физики, междисциплинарные подходы в преподавании предмета, разработку профильных образовательных программ, повышение квалификации педагогов, успешные практики развития талантов и их трансляцию в другие регионы, а также многие другие вопросы.
В своем пленарном докладе ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко отметил, что сейчас физика меняет предмет своего изучения и в значительной степени те объекты, которые уже представляют и будут представлять интерес в науке XXI века – это сложные мезоскопические нелинейные системы, которые включают в себя информационные, квантовые и биологические компоненты. Развитие физики в XXI веке окажет влияние на различные аспекты жизни, улучшение ее качества, борьбы с болезнями и другими вызовами, которые стоят перед человечеством.
Главный вопрос, на который должна отвечать система физического образования в школе – возможна ли универсальная подготовка для школьников как будущих учёных, будущих инженеров и будущих учителей физики? До какого момента нужно готовить всех одинаково и когда возникают развилки в выборе дальнейшей траектории.
«Понятно, что есть две негодные крайности: всех готовить как исследователей, как ученых, а кто не потянет – станет инженером или учителем. И другая – мы всех готовим, как потенциальных инженеров, в надежде, что кто-то – в силу личного таланта – станет ученым-исследователем, самотрансформируется», – сказал Владимир Шевченко.
Новые вызовы подготовки кадров сочетают в себе, с одной стороны, необходимость междисциплинарности и интегрированного преподавания физики, математики и информатики вместе с соответствующими цифровыми навыками, а также широкого набора других компетенций, которые связаны в том числе с работой в команде, ведь значительная часть современной физики делается не одиночками, а в составе больших коллективов.
Также ректор особо отметил, что НИЯУ МИФИ вовлекает школьников в работы внутри университета: сферический токамак «MEPhiST» – единственный в мире токамак, собранный руками студентов. Другой пример – созданные наноспутники с плазменными двигателями, разработанные студентами при участии школьников и уже запущенные на орбиту для испытаний.
В ходе секционной работы съезда начальник управления профориентационной работы НИЯУ МИФИ Петр Великоруссов рассказал учителям о реализуемых университетом, НИЦ «Курчатовский институт» и Госкорпорацией «Росатом» образовательных проектах в области школьного образования, в том числе в регионах. Это сетевая школа НИЯУ МИФИ, Курчатовские классы, фестивали технического творчества школьников городов присутствия дивизионов Госкорпорации «Росатом». Петр Великоруссов и пригласил новых партнеров к участию в этих проектах.
Преподаватели Предуниверситария НИЯУ МИФИ Марина Нурушева и Александр Васильев подробно познакомили участников съезда с успешными образовательными практиками лицеев Предуниверситария, в том числе в привлечении в формирование учебного процесса «заказчиков образования» – предприятий Госкорпорации «Росатом»
На Всероссийском съезде учителей физики была создана профессиональная педагогическая ассоциация – Ассоциация учителей физики – для обеспечения взаимодействия между преподавателями из разных регионов, экспертизы методических материалов, информирования педагогов из других регионов о программах повышения квалификации и проектах федерального уровня.
Это позволит совершенствовать преподавание физики в школах, разрабатывать новые программы дополнительного образования, вовлекать в предмет больше детей и эффективнее развивать их интерес к науке.
От НИЯУ МИФИ в состав учредителей Ассоциации вошел ведущий инженер отдела олимпиад доцент Сергей Муравьев.