Главная бухгалтерская служба США (GAO - аналог российской Счётной палаты) проконтролировала систему проверок лицензий, дающих право на приобретение радиоактивных материалов.
В Соединённых Штатах принято разделение радиоактивных материалов на пять категорий по степени опасности.
В ходе своей проверки аудиторы GAO сосредоточились на третьей категории. Как правило, это источники, применяемые в промышленности. Контакт с таким источником на протяжении часов может нанести вред здоровью человека, а при контакте на протяжении дней или недель появляется вероятность фатального исхода.
Интерес к категории 3 обусловлен следующими соображениями. Для радиоактивных материалов категорий 1 и 2, представляющих наибольшую опасность, в США действуют различные системы учёта и контроля, в целом доказавшие свою эффективность. В то же время материалы категории 3 контролируются такими системами лишь частично, если вообще контролируются.
В ходе проверки аудиторы открыли в США подставные компании и от их имени обратились к двум американским поставщикам радиоактивных материалов с запросом о приобретении материалов категории 3.
Согласно правилам, принятым в США, при покупке материалов категории 3 не требуется проведение тщательной проверки лицензии покупателя. Продавец может всего-навсего запросить у покупателя копию его лицензии, чем и воспользовались аудиторы, переслав продавцам копии (очевидно, копии фальшивых лицензий, изготовленных для целей проверки).
В конечном итоге, как сообщают аудиторы в отчёте GAO-22-103441, обе покупки состоялись. Продавцы продали запрошенные материалы и доставили их представителю подставных компаний (в реальности - одному из участвовавших в проверке аудиторов).
Своё беспокойство по поводу возможностей злонамеренного доступа к материалам категории 3 аудиторы считают оправданным, так как в случае их применения в составе грязной бомбы социально-экономический ущерб может достигать миллиардов долларов.
Кроме того, бесконтрольно закупая материалы категории 3, злоумышленники или террористы могут в конце концов достичь в количественном выражении категории 2 для своих запасов.
Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США разделяет в принципе тревогу аудиторов, однако не спешит предпринимать какие-либо практические шаги.
Так, в NRC обсуждается возможность нового правила, призванного ужесточить контроль за продажами материалов категории 3.
В соответствии с ним, либо лицензии для работы с категорией 3 будут на добровольной основе вноситься в онлайн-систему WBL (Web-Based Licensing System, сейчас в ней хранятся данные только о лицензиях для категорий 1 и 2), либо продавцам будет предложено обращаться к регуляторам для проверки предоставляемых им лицензий покупателей.
Однако принятие нового правила произойдёт не ранее чем через 18-24 месяца. Кроме того, аудиторы уже обнаружили в нём слабые места, которые могут быть на руку злоумышленникам.
Аудиторов также удивляет странное для эпохи цифровизации упорство, с которым NRC выдаёт владельцам материалов категории 3 бумажные лицензии. Такие документы в современном мире достаточно легко подделать, что и было продемонстрировано в ходе проверки.
В этой связи GAO предлагает регуляторам либо полностью перейти на электронное лицензирование для категории 3, либо хотя бы ввести многофакторную верификацию.