В Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) проведены прецизионные измерения J/ψ-мезона — частицы, за открытие которой в 1974 году была присуждена Нобелевская премия по физике. Знания о параметрах J/ψ-мезона необходимы для проверки Стандартной модели физики элементарных частиц. Значения, полученные в ИЯФ СО РАН, имеют рекордную в мире точность и включены в международную базу данныхexternal link, opens in a new tab по элементарным частицам.
Старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН Татьяна Харламова получила премию мэрии города Новосибирска в сфере науки и инноваций за работу «Проверка Стандартной модели в экспериментах КЕДР и ATLAS». Исследование посвящено прецизионному измерению параметров J/ψ-мезона и инклюзивного сечения рождения адронов в столкновениях электронов и позитронов в области энергии от 5 до 7 ГэВ. Целью прецизионных экспериментов по физике высоких энергий является проверка теории взаимодействий элементарных частиц — Стандартной модели, а также поиск Новой физики — явлений, не описывающихся существующей теорией.
«В настоящее время подобные исследования проводятся в Китае, на коллайдере BEPC, но наши измерения параметров J/ψ-мезона имеют рекордную в мире точность. Точность измерения адронной ширины в четыре раза лучше точности предыдущих измерений. Кроме того, значения полной и парциальной ширин J/ψ-мезонов впервые измерены напрямую, без привлечения данных сторонних экспериментов. Полученные нами значения согласуются с результатами предыдущих мировых экспериментов и могут быть использованы в российских и зарубежных научных центрах, а также служат заделом для международного проекта Супер Чарм-Тау фабрика, строительство которого планируется в России», — прокомментировала Татьяна Харламова.
Электрон-позитронный коллайдер ВЭПП-4М и универсальный магнитный детектор КЕДР в ИЯФ СО РАН — уникальные российские установки, позволяющие проводить эксперименты по измерению параметров элементарных частиц с высокой точностью. Проведенные в институте измерения параметров J/ψ-мезона значительно улучшили среднемировые значения и были включены в мировую базу данных ФЭЧ Particle Data Group. Во многих экспериментах в физике элементарных частиц J/ψ-мезон играет роль «стандартной свечи», поэтому точность определения его параметров напрямую влияет на точность других экспериментов.
«J/ψ-мезон представляет собой связанное состояние пары очарованных кварка и антикварка со временем жизни около 10-20 секунд. Моя задача состояла в измерении параметров J/ψ-мезона, необходимых для проверки теоретических расчетов и разработки методов вычислений в Стандартной модели физики элементарных частиц. Кроме того, я занимаюсь обработкой данных по измерению инклюзивного сечения рождения адронов при электрон-позитронной аннигиляции. Измерения позволяют определить адронную поляризацию вакуума в широком диапазоне энергий. Это играет ключевую роль при вычислении аномального магнитного момента мюона, для которого наблюдается отличие теоретического расчета от экспериментального измерения», — рассказала исследовательница.
Татьяна Харламова пришла в ИЯФ СО РАН в 2004 году, будучи студенткой второго курса физического факультета Новосибирского государственного университета. В данный момент она занимается разработкой программного обеспечения и анализом данных в экспериментах по физике высоких энергий с универсальным магнитным детектором КЕДР на коллайдере ВЭПП-4М и с детектором ATLAS на Большом адронном коллайдере в CERN, а также преподает студентам физфака НГУ.