В Москве 12–14 октября 2022 года проходит Международный форум «Российская энергетическая неделя» (РЭН), организованный фондом «Росконгресс», Минэнерго России при поддержке Правительства Москвы. На форуме обсуждаются вопросы развития электроэнергетики, нефтегазовой, химической, газовой и угольной промышленности. В этом году в фокусе внимания также темы, связанные с импортозамещением, цифровой трансформацией, энергопереходом и ситуацией вокруг климатических вопросов.
Одним из мероприятий форума стала дискуссия «ТЭК России в условиях санкций: помогли или помешали?». Представители Минэнерго России и крупных российских энергетических компаний обсуждали, какие законодательные решения и оперативные меры поддержки помогли компаниям ТЭК приспособиться к новым реалиям, какие еще нормативные акты необходимо принять, чтобы сохранить надежность и качество энергоснабжения. Модератором дискуссии была статс-секретарь, заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко.
Светлана Никонова, первый заместитель генерального директора по развитию, взаимодействию с регионами и государственными органами АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом»), озвучила одну из ключевых тем текущей повестки – привлечение инвестиций в энергетику и коммунальный сектор, в том числе в проекты, реализующиеся в рамках концессионных соглашений.
«Мы высоко оцениваем действующие меры и институты поддержки, в том числе по предоставлению льготного финансирования: это Фонд содействия реформированию ЖКХ, разрабатываемая сейчас Правительством РФ программа модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023–2027 годы. Вместе с регионами принимаем участие в формировании и реализации основных способов привлечения средств в отрасль. Главная цель законодательной поддержки инвестиционного процесса в нынешних условиях – обеспечить стабильность, предсказуемость и создать механизм оперативного реагирования на внешнюю конъюнктуру», – сказала Светлана Никонова.
Изменения в экономике в 2022 году привели к серьезным рискам для инвестора. Одна из главных причин – значительный рост цен на строительные материалы, строительно-монтажные работы и топливо. Так, стоимость угля для тепловых электростанций по сравнению с 2021 годом выросла на 150%. Компаниям, продолжающим заниматься модернизацией инфраструктуры ЖКХ на базе ранее заключенных концессионных соглашений, все сложнее исполнять свои обязательства, сформированные в других макроэкономических условиях, и требуется адаптировать законодательство к текущей ситуации.
«Правительство РФ, профильные министерства провели большую работу в этом направлении, – подчеркнула Светлана Никонова, – особенно отмечу появившуюся для сторон концессионного соглашения возможность договориться об увеличении бюджетного софинасирования путем повторной госэкспертизы. Если уже в ходе реализации проекта произошло его удорожание из-за роста цен на материалы, то после подтверждения повторной госэкспертизой бюджетная поддержка важнейших проектов в сфере теплоснабжения может быть пересмотрена».
С учетом того, что компании также активно используют кредитные ресурсы, по мнению С. Никоновой, в текущей ситуации необходим более гибкий механизм взаимодействия с финансовыми институтами.
«В силу ограниченности собственного ресурса мы идем за заемным финансированием. Те тарифные каникулы, которые сейчас предоставлены государством, закончатся в 2022–2023 годах. А наши проекты, в которых очень заинтересованы регионы, формируются на перспективу 10–15 лет. И эта перспектива должна обеспечиваться законодательством, быть понятной для всех сторон: инвестора, органов власти, кредитных организаций», – отметила она.
В частности, было выдвинуто предложения законодательно закрепить по согласованию сторон возможность изменений отдельных показателей утвержденной инвестпрограммы концессионера.
«Мы предлагаем упростить на постоянной основе установленный законом порядок изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, сократив перечень условий, изменение которых подлежит согласованию антимонопольным органом, до наиболее важных, которые законодателем отнесены к критериям конкурса. Также предлагается задать «значимость» изменения условий, при превышении которой необходимо получение согласия (например, при изменении более 10–20% от первоначальных значений). В таком случае и у сторон концессионного соглашения, и у антимонопольного органа, и у иных лиц, включая банки и иных кредиторов, будет единое понимание, для согласования каких условий и в каких случаях необходимо получение согласия ФАС», – сказала Светлана Никонова.