Российской экономике необходимо усилить планирование, считают в Комитете Совета Федерации по экономической политике. А формировать целевые показатели на десятилетия вперед поможет искусственный интеллект. Пока же главные решения принимают люди, например, о том, как будет развиваться отечественная наука. В профильном министерстве считают, что стране необходим научный госзаказ, при котором ученые будут заниматься не просто исследованиями ради исследований, а выполнять конкретную задачу и четко видеть цель. Об этом шла речь на круглом столе в Совфеде 31 октября.
Российская экономика сохранила элементы плановости: целевые показатели развития ряда отраслей зафиксированы в нацпроектах, госпрограммах, отраслевых стратегиях. Но этого мало, считают в Совфеде. Планирование помогает сохранять устойчивость, последовательно идти к достижению целей, снижать риски. Поэтому Минэкономразвития нужно подумать о возрождении такой структуры, как Госплан, сказал зампред экономического комитета палаты регионов Иван Абрамов. Конечно, с учетом ошибок прошлого, когда Госплан СССР контролировал все и вся.
Впрочем, и сегодня, по данным Центра стратегических разработок, больше половины российской экономики находится под контролем государства — за двадцать лет его участие в различных отраслях удвоилось. Причем даже в тех, куда в большинстве стран мира власти не особо вмешиваются, например в финансовой сфере: крупнейшие российские банки имеют солидную долю госучастия.
Перед Россией сегодня стоит задача наращивать собственные компетенции в экономике, обеспечивать технологический суверенитет, напомнил зампред Комитета Совфеда по экономической политике Алексей Синицын. Делать это на основе планирования, по его мнению, будет эффективно. Причем в некоторых отраслях цели можно определять на десятилетия вперед, а помочь в этом может искусственный интеллект.
Технологии, позволяющие планировать развитие на 25 лет, уже есть, сообщил исполнительный директор Госкорпорации «Ростех» Олег Евтушенко: «Госплан помог нашей экономике после Великой Отечественной войны стать второй в мире. Искусственный интеллект и блокчейн — технологии, которые помогут администрировать процесс долгосрочного планирования, они подскажут, в какую сторону нужно смотреть».
Цифровым планированием уже занимаются в Минобрнауки, рассказал замглавы ведомства Андрей Омельчук. Там определили 12 тысяч тематик, которые будут развивать в стране в 2023-2025 годах. Причем это в основном прикладные исследования, которые нужны стране для достижения технологического суверенитета. Современное состояние госпрограммы научно-технологического развития страны в Минобрнауки называют мобилизационным.
«Мы переходим к планированию не снизу вверх, а к формированию верхнеуровневого заказа государства на разработки и технологии, переходим от поисковой к инициативной тематике фундаментальных исследований, — рассказал Омельчук. — Особенно это касается таких отраслей, как авиастроение, микроэлектроника, медицина, аграрная наука. Бюджетные расходы на прикладные исследования в бюджете на 2023-2025 годы увеличатся, но в то же время наша цель — пробудить в ученых интерес к коммерциализации их находок и разработок».
В ближайшее время в одиннадцати министерствах и двух федеральных агентствах появятся заместители по научно-техническому развитию — научные омбудсмены, рассказал «Парламентской газете» Андрей Омельчук. Эти чиновники должны будут объединять отраслевой бизнес и науку, формировать тот самых госзаказ, чтобы видимые результаты исследований появлялись как можно быстрее. В Минобрнауки определили качества, которыми должен обладать кандидат на соискание такой должности: коммуникация, критичность, лидерство, саморазвитие, креативность, клиентоцентричность, научно-техническое предпринимательство и управление научной инфраструктурой.
Замы по НТР появятся у глав Минфина, Минстроя, Минсельхоза, Роспотребнадзора, Федерального медико-биологического агентства и других ведомств. «Рекомендации о том, кого мы хотим видеть на этих должностях, мы направили в Правительство. Ожидаем, что до конца года такие специалисты появятся», — сообщил Омельчук.
Ситуация с планированием в госведомствах разная. В Роскосмосе, к примеру, имеют план до 2030 года, рассказал замглавы госкорпорации Валерий Шерин. Оно и понятно, ведь на создание космического аппарата от опытно-конструкторских работ до запуска уходит пять — семь лет, на то, чтобы сделать ракету-носитель по отработанной технологии — не меньше двух лет. Правда, сейчас Роскосмос, по словам Шерина, стремится к сокращению срока изготовления ракетно-космической продукции за счет внедрения универсальных моделей. К основным задачам на ближайшие годы представитель корпорации отнес развитие отечественной системы спутниковой навигации, радиолокации, дистанционного зондирования Земли, спутникового доступа в интернет и правительственной связи.
С введением новой серии санкций в Росатоме приняли так называемый Атом-план — проект развития отрасли до 2033 года, рассказала представитель госкорпорации Елена Титова. За это время атомщики планируют отказаться от услуг 450 иностранных производителей, на которые корпорация ежегодно тратит 350 миллиардов рублей. К слову, интересы Росатома обслуживают и 87 тысяч российских поставщиков.
Свои планы есть и в Минсельхозе. Там их разделили на три группы: обеспечение продовольственной безопасности, расширение экспорта и рынков сбыта отечественной продукции, повышение качества жизни на селе. В первую очередь, по словам представителя ведомства Юлии Ксенафонтовой, Минсельхоз занимается селекционной работой, чтобы обеспечить страну семенами, кормами и племенным материалом. До 2030 года в министерстве планируют обеспечить поставки российской продукции в 170 стран мира.
В Совфеде пообещали продолжить обсуждение госпланирования, сенаторы направят рекомендации по его развитию в кабмин и рассмотрят отраслевые стратегии отдельных ведомств.