Команда ученых Московского Политеха – участника программы “Приоритет 2030” национального проекта “Наука и университеты” – займется созданием новых материалов путем введения в алюминиевый сплав кальция и создания электролитического покрытия на их поверхности. Полученные результаты планируют использовать в транспортных системах арктических регионов.
Проект реализуется на средства гранта Российского научного фонда в рамках конкурса «Проведение исследований на базе существующей научной инфраструктуры мирового уровня». Исследования будут проводиться на протяжении четырех лет.
«Основная цель – это создание в целом новых материалов с покрытиями. Соответственно это подбор компонентов сплава, создание оптимальной структуры, которая позволит получать материал с теми свойствами, которые необходимы для арктического региона. И дальше уже на этом сплаве подобрать режимы и получить покрытия с нужными свойствами», – говорит Дарья Стрекалина, кандидат химических наук, заведующая кафедрой физики в Московском политехническом университете.
Предлагаемые сплавы системы Al-Mg-Ca-Mn для получения деформированных изделий должны стать качественной альтернативой сплавам типа АМг, не уступающим им по технологичности, стойкости к коррозии, и с более низкой плотностью.
Нанесенные ПЭО-покрытия позволят дополнительно упрочнить рабочую поверхность потенциальных изделий, а также улучшить коррозионную стойкость, которая неизменно ослабевает со временем у многих материалов. По завершении проекта планируется получение крупногабаритных деформированных заготовок на промышленном серийном оборудовании.
Проект будет реализовываться в несколько этапов: подбор легирующих элементов новых сплавов, создание и исследование новых сплавов, оптимизация состава, разработка и нанесение покрытия. Параллельно с исследованиями ученые будут заниматься написанием научных статей на основе полученных результатов.
Часть исследований свойств нового сплава ученые Московского Политеха проведут в Центре коллективного пользования Курчатовского университета.
«Перспектива проекта, во-первых, в создании нового легкого сплава. Это означает, что если мы можем применять его в Арктике в условиях пониженных температур, то, возможно, он будет также применим в других областях. Например, мы бы хотели, чтобы созданных сплав нашел применение в автомобильной промышленности, в том числе в стратегическом проекте Московского Политеха «Доступный электромобиль», – отметила Стрекалина.