Генеральный директор «Иннохаба Росатома» Станислав Кречетов выступил экспертом в исследованииexternal link, opens in a new tab «Инновации и импортозамещение. Опыт корпораций и перспективы развития в 2023 году», проведенного «Акселератором ФРИИ». Всего в исследовании приняли участие более 50 компаний из различных отраслей: IT, энергетика, металлургия, ритейл, телеком, банки и другие.
Целью исследования было понять, как сегодня российский бизнес работает с инновациями и как компании реагируют на изменения. Авторы также попытались проанализировать устойчивость бизнеса и готовность к возможным кризисным ситуациям в будущем.
Краткие выводы таковы: после кризисного 2022 года крупные компании адаптировались к новой реальности и продолжили развивать корпоративные инновации.
«В целом игроки рынка стараются находить все больше креативных инструментов – в условиях отъезда стартапов и острой потребности в импортозамещении, корпорации активнее прибегают к коллаборативным форматам, программам развития идей сотрудников и другим инструментам», – говорится в исследовании.
Этот тезис подтверждает и опыт «Иннохаба Росатома». В 2023 году отраслевой институт развития инноваций перезапустил акселерационную программу, добавив к ней еще две предварительный ступени – форсайт-сессии и проект «Генератор инициатив». Главными целями работы стали развитие компетенций сотрудников отрасли в области проектного управления и «выращивание» бизнес-идей в контуре Госкорпорации «Росатом».
Кроме того, «Иннохаб» стал активнее развивать сотрудничество с ведущими вузами России. Так, при содействии экспертов отраслевого института развития сегодня выстраивается акселерационная программа в НИЯУ МИФИ. Кроме того, организация постоянно сотрудничает с Санкт-Петербургским Политехническим Университетом Петра Великого, МИСИС, Уральским федеральным университетом, Иркутским национальным исследовательским технологическим университетом, Томским политехническим университетом и другими.
«Более 80% респондентов указывают разработку новых продуктов в качестве одного из ключевых приоритетов их инновационной деятельности, еще более 50% говорят о поиске новых партнеров для коллабораций, а у 37% в фокусе выход на новые рынки. Не менее оптимистичны прогнозы респондентов относительно будущего их отраслей в 2023 году. 68% ожидают продолжения роста и развития, тогда как кризис/выживание/стагнацию прогнозируют лишь 22% опрошенных», – отмечают авторы исследования «Акселератора ФРИИ».
«Иннохаб Росатома» тоже ищет для себя новые ниши. Он по-прежнему помогает развивать инновационные продукты других предприятий атомной отрасли, но при этом предлагает партнерам и совершенно новые услуги, соответствующие запросу времени. Так, с начала 2023 года в «Иннохабе» действует департамент по маркетингу и стратегии, который занимается бизнес-моделированием. Эта услуга, не существовавшая ранее, представляет собой детальное исследование рынка с целью понять, есть ли для предлагаемого заказчиком инновационного продукта место на нем, или нет.
Среди проблем в инновационной деятельности, которые отметили участники исследования, наиболее часто упоминается низкая вовлеченность внутренних бизнес-заказчиков (51%). Для «Иннохаба Росатома» эта проблема не актуальна: благодаря форсайт-сессиям, которые придумали и сейчас организуют члены Молодежного движения Топливной компании, все больше дивизионов и отдельных компаний Росатома оказываются вовлечены в инновационную активность. Сегодня «Иннохаб Росатома» может провести форсайт-сессию на любом предприятии атомной отрасли по запросу лидера молодежного движения и заместителя генерального директора по новым продуктам.
Исследование «Акселератора ФРИИ» также показало, что существенная доля респондентов, принявших в нем участие, фокусируется на инновациях самой высокой степени зрелости. Опыт «Иннохаба Росатома» подтверждает этот тезис: работая с инновациями на внешнем рынке в 2022-23 годах компания сосредоточилась на взаимодействии с проектами, уже приносящими выручку, в рамках собственного инвестиционного портфеля.
Сейчас в него входит пять проектов в таких отраслях как аддитивные технологии, IT, городская инфраструктура и другие. Инвестпортфель «Иннохаба» выступает как внутренний инкубатор для небольших бизнесов. Его цель – дорастить проекты до стадии, на которой они станут интересны крупным профильным компаниям внутри атомной отрасли.
Таким образом, фокус деятельности «Иннохаба Росатома» в целом соответствует тому, что делают другие крупные российские компании в области развития корпоративных инноваций. При этом некоторые направления работы, такие как бизнес-моделирование для нужд внутренних заказчиков, являются единственными в своем роде: аналогов им на рынке корпоративных инноваций России сегодня нет.