На Горно-химическом комбинате (предприятие Госкорпорации «Росатом»,lдивизион «Экологические решения») 26 мая загружено 2000-е гнездо «сухого хранилища» ОЯТ РБМК-1000.
- Наш коллектив - это единая команда технически грамотных специалистов, которые за десять с лишним лет сумели не только постичь все тонкости технологического процесса, но и прекрасно сработались, - рассказал начальник цеха по сухому хранению ОЯТ Николай Шелест. - 2000-ю перегрузку топлива в гнездо хранилища просто безукоризненно выполнили операторы «горячей камеры» Сергей Семакин, Дмитрий Тарасов, Антон Шутов и крановщик Андрей Крышев под руководством начальника смены Анатолия Парамонова.
Первая загрузка ОЯТ РБМК-1000 прошла в апреле 2012 года, это было топливо от Ленинградской АЭС. Отрабатывая новую для предприятия технологию, ЗРТ за первый год работы принял три рейса ОЯТ. В 2014 году пошли рейсы с Курской АЭС, с 2020-го — со Смоленской. На сегодня хранилище принимает ОЯТ от всех российских АЭС с РБМК-1000, полностью удовлетворяя потребности в данной услуге и обеспечивая их ритмичную работу. В 2022 году было принято 14 рейсов, в конце 2024 года начнётся загрузка ОЯТ во второй модуль «сухого» хранилища — здание 3.
Строительство объектов полного развития первого и пока единственного в мире комплекса централизованного сухого хранения ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 и РБМК-1000 завершилось на ГХК в 2015 году. На тот момент ПО «Маяк» принимал на переработку ОЯТ только от ВВЭР, и «мокрые» пристанционные хранилища Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС с реакторами РБМК-1000 были близки к максимальному заполнению. Более чем своевременный пуск «сухого» хранилища РБМК-1000 (здание 3а) позволил разгрузить в первую очередь переполненное пристанционное «мокрое» хранилище Ленинградской АЭС, обеспечив тем самым устойчивую работу станции.
«Сухое» хранилище ГХК, уникальное по характеристикам и применяемым технологиям, специалисты обоснованно считают очень надёжным. Выполненное из монолитного железобетона, оно способно выдержать падение самолета и землетрясение силой 8,2 балла по шкале MSK-64. Здесь пять независимых физических барьеров безопасности: топливная матрица, оболочка твэла, герметичный пенал хранения ОТВС из нержавеющей стали, герметичное гнездо хранения пеналов и биозащита здания. Дополнительный барьер безопасности – инертная среда хранения, предотвращающая коррозию твэлов. Здесь применён уникальный принцип «пассивной безопасности», основанный на законах физики и не зависящий от человеческого фактора и внешних воздействий: необходимый теплоотвод обеспечивается естественной конвекцией воздуха, поэтому принудительная циркуляция, которая потребовала бы водо- и электроснабжения, не нужна.