Пленарное заседание Всероссийского съезда учителей физики, проходящего в эти дни в Парке науки и искусства «Сириус», открылось докладом ректора НИЯУ МИФИ Владимира Шевченко, который поставил вопрос о необходимости совершенствования школьного физического образования во имя лучшей подготовки квалифицированных инженеров.
Свое выступление ректор НИЯУ МИФИ начал с того, что нехватка квалифицированных инженеров является вызовом для безопасности страны. Между тем, школьники все реже выбирают физику для сдачи ЕГЭ. Если в 2018 году физика была предметом по выбору для 150 тысяч выпускников школ, то в 2023 году – уже только для 89 тысяч. И только 9 тысяч вчерашних школьников сдали ЕГЭ по физике на уровне более 81 балла, что совершенно недостаточно.
Причин для этого много – тут и дефицит учителей физики в школах (по стране не хватает около 30 тысяч педагогов), и тот факт, что по многим образовательным направлениям ЕГЭ по информатике является альтернативой физике, и то, что уровень знания физики при приеме в педагогические вузы ниже, чем в инженерные – то есть, будущие учителя физики иногда разбираются в предмете хуже, чем те, кого они должны будут готовить. Наконец, и у школьников, и у их родителей существует предубеждение, что инженерно-физические специальности – это сложно и финансово невыгодно.
Определенные проблемы существуют и в сфере высшего образования. Иногда подготовка инженеров и подготовка исследователей резко разведены: например, готовят только исследователей, а инженерами становятся те, у кого не получилось стать учеными. НИЯУ МИФИ всегда старался объединить эти специализации. Владимир Шевченко выразил уверенность, что если инженер занимается не эксплуатацией, а созданием нового оборудования, то знание университетского курса физики для него обязательно. «Хорошая инженерия в основе своей является наукой», – подчеркнул ректор.
Сказав о проблемах, которые существуют сегодня в образовании, ректор НИЯУ МИФИ вынес на суд собравшихся целый ряд предложений, с помощью которых можно исправить ситуацию.
Прежде всего, информатика должна перестать быть альтернативой физике на Едином государственном экзамене. Поступление на все инженерно-технические направления должно проходить по сумме ЕГЭ по специальностям «профильная математика», «физика» и «информатика», а русский язык должен приниматься во внимание только по системе «зачет/не зачет».
Для детей и юношества должна быть создана «сквозная» образовательная среда, включающая и сказки, и комиксы, и видеоуроки, и тренажеры для сдачи экзаменов.
Представленность разных тем в ЕГЭ необходимо сбалансировать.
Школа нуждается в поддержке – требуются гранты для различных региональных инициатив, обязательно расширение взаимодействия со школами со стороны университетов и их индустриальных партнеров – прежде всего Ростеха, Роскосмоса и Росатома.
Советский опыт повышения квалификации учителей было бы неплохо возродить: для учителей физики должна быть создана система дополнительного образования и обмена опытом.
Наконец, в совершенствовании нуждается олимпиадное движение – перечень олимпиад РСОШ должен быть скорректирован с учетом Стратегии НТР. Ну а международное сотрудничество в сфере физического образования могло бы быть расширено за пределы участия в традиционных олимпиадах – например, мог бы быть организован конкур «Юниор» для БРИКС.
Аплодисменты, которыми было встречено выступление Владимира Шевченко, свидетельствовали, что озвученные предложения поддержаны многими представителями учительского сообщества.