Под конец года в транспортном сегменте состоялось сразу несколько значимых сделок: продавались ведущие железнодорожные операторы и вагоностроительные заводы. Но всё померкло на фоне передачи Росатому 92,4% акций FESCO, ранее изъятых в доход государства.
К тому же одновременно произошли изменения в Группе "Дело", где атомная корпорация владеет 49%. Сначала договорились о паритете в управлении (половине мест в советах директоров), а затем менеджеры Росатома возглавили управляющую компанию Группы и "Трансконтейнер".
Таким образом, госкорпорация сосредоточила у себя контроль над игроками №1 и №2 на контейнерном рынке страны. На этом фундаменте она и намерена построить глобальную компанию, сочетающую черты "русского Maersk" и ведущего оператора на железных дорогах Евразии.
Впервые Росатом обозначил свой интерес к морской контейнерной логистике в 2019 году, заявив о намерении войти в ТОП-15 через развитие транзитных перевозок по Севморпути. Но прошлогодние западные санкции показали, что России просто нужен крупный международный игрок - без привязки к Арктике.
Строить/покупать флот и запускать новые сервисы на другие континенты придется в любом случае, даже если проекты на Севморпути поставят на паузу или вовсе закроют. Возможно, именно осознание этого факта послужило импульсом для скорейшего завершения внутрикорпоративных разборок вокруг FESCO.
Сейчас у Росатома прекрасная база: абсолютное доминирование на российском рынке и в качестве международного партнера - DP World, чьи терминалы по всему миру ежегодно обрабатывают десятки миллионов контейнеров.
Внутренний рынок переживает из-за появления игрока, претендующего на монопольное положение. Но для государства сейчас куда важнее обеспечить суверенитет внешней торговли. Поэтому Росатому дан зеленый свет, а мы будем внимательно следить за реализацией этого ключевого в российской логистике проекта.