В Новосибирске представители власти, науки, образования и промышленности обсудили запросы реального сектора экономики на создание новых технологий

На пленарном заседании научно-производственного  специалисты Института физики полупроводников СО РАН, Правительства Новосибирской области, ГК «Ростехнологии», АО «ОДК», «ИнноХаб Росатома», АО «Новосибирского приборостроительного завода», Института интеллектуальной робототехники НГУ, Передовой инженерной школы НГУ обозначили достижения и зоны роста в области создания инновационных технологий.

Директор Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН академик РАН Александр Васильевич Латышев представил доклад «Интеграция науки, образования и промышленных предприятий – решающий фактор технологического суверенитета».

В сообщении ученый отразил несколько ключевых моментов: пояснил основные особенности и функции современных НИИ и вузов, перечислил недавно появившиеся запросы от реального сектора экономики на создание новых технологий, подкрепленные мерами поддержки, и отметил сдерживающие факторы импортозамещения реального сектора экономики: 

Михаил Периков, "Континент-Сибирь"

«Главная стратегия научного института  ― получение результатов в области глубокой академической науки, направленных на фундаментальные научные открытия, создание инновационных технологий будущего, которые изменят мир. У российского государственного университета основная цель   ―  генерация нового поколения интеллектуальной элиты, что включает опережающую подготовку научно-технологических кадров: на базе научных организаций, во взаимодействии с инновационной промышленностью, поддержку и развитие собственных признанных научных и инженерных школ».

Александр Латышев напомнил, что сейчас появились конкретные запросы от промышленности, сформулированные, в том числе благодаря новым механизмам поддержки от Российского научного фонда, региональной власти. С этой же целью (решения задач индустриального партнера) создаются молодежные лаборатории в НИИ и вузах, происходит расширение контактов с промышленными технопарками и их инфраструктурой, ставится задача интеграции консорциумов НИИ и вузов с промышленными предприятиями для реализации технологических проектов полного цикла.

Среди факторов, сдерживающих развитие импортозамещения в реальном секторе экономики, директор ИФП СО РАН назвал отсутствие научно-технического задела, необходимость значительных капитальных вложений, длительную окупаемость, потенциальную нестабильность рынка, рыночную конкуренцию с дешевыми продуктами из-за рубежа, отсутствие отечественного машиностроения, необходимого оборудования.

Кроме того, ученый отметил несовершенство механизмов государственной поддержки: 

Елена Либрик, "Научная Россия"

«Сформирован набор проектов по критическим направлениям импортозамещения на сумму 5,2 триллиона рублей, распланированных до 2030-го года. При этом 2,3 триллиона ―  это льготные кредиты, еще 2,9 триллиона — средства инвесторов. То есть все эти деньги ― “возвратные”.  Но не предусмотрены средства на разработку, на выполнение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), финансирование проектов полного цикла».

Среди возможных решений Александр Латышев назвал развитие национальной технологической инфраструктуры, подготовку кадров, обеспечение коммуникаций между наукой, образованием и инновационным бизнесом.

«У нас должно появиться много центров коллективного пользования, фабрик прототипирования, дизайн-центров, они нужны, востребованы. Важно, чтобы такие структуры были доступны для всех пользователей.

Социальный капитал инновационного бизнеса ― сегодняшние студенты. Привилегия молодых ―  создавать технологии будущего, потому что они с такими технологиями будут жить. Соответственно, нужно создавать систему опережающей подготовки высококвалифицированных профессионалов с учётом современных тенденций, в том числе на базе передовых инженерных школ.

В том, что касается решений на уровне государства ―  необходим механизм, преобразования государственных приоритетов в заказы на НИОКРы, разработку новых технологий», ―  заключил академик.

Елена Либрик, "Научная Россия"

Читать оригинал