Комбинацию из двух методов желательно использовать для удаления топливных обломков и расплавов с энергоблоков аварийной АЭС "Фукусима Дайичи" (Япония).
К такому выводу пришла компания "Nuclear Damage Compensation and Decommissioning Facilitation Corporation". Эта компания, известная также как NDF, была создана в 2011 году правительством Японии сначала с целью гарантировать компенсационные выплаты и обеспечивать стабильное энергоснабжение в чрезвычайных ситуациях с крупным ядерным ущербом. В 2014 году она была реорганизована и получила ряд новых функций, касающихся поддержки работ по выводу АЭС из эксплуатации.
Удаление обломков и расплавов топлива на АЭС "Фукусима Дайичи" является непростой задачей - как из-за труднодоступности, так и из-за высокого радиационного фона. По оценкам, всего на блоках №№1-3 станции остаётся до 880 тонн топливных обломков и расплавов. Для решения задачи вывода блоков из эксплуатации этот материал должен быть удалён.
Проблеме фукусимского топлива был посвящён очередной отчёт компании NDF, который широко освещался в японских СМИ. Эксперты NDF пришли к выводу, что предлагавшийся ранее метод подводного извлечения топлива имеет ряд недостатков.
В этом методе блоки заливались бы водой и извлечение обломков и расплавов топлива производилось бы в подводных условиях, причём вода играла бы роль биологической защиты. Эксперты NDF назвали основным недостатком данного метода длительные сроки сооружения дополнительных конструкций, которые должны будут удерживать воду внутри реакторных зданий.
Эксперты не считают, что от метода подводного извлечения нужно категорически отказываться, но более перспективным они видят метод, в котором топливо будет удаляться роботами без всякой заливки. Недостатком этого метода эксперты называют сложность создания роботов, способных выполнять механические операции в условиях внутри реакторных зданий (высокий фон и т.д.).
Поэтому эксперты считают, что до начала процесса собственно удаления обломков и расплавов топлива их необходимо отвердить с использованием наполнителя, эффективно блокирующего излучение.
Отчёт NDF был передан в компанию TEPCO, оператора аварийной станции. Изучение предложений по удалению топлива продолжится, к практической реализации компания планирует приступить в 2030-ые годы.