1 июля 2024 года на площадку сооружения АЭС «Эль-Дабаа» в Арабской Республике Египет (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик – Инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом») было доставлено устройство локализации расплава (УЛР) для энергоблока №3.
Судно с компонентами УЛР ушло из порта Новороссийска на стройплощадку египетской АЭС «Эль-Дабаа» в конце июня. Доставка была осуществлена за шесть дней. Общий вес груза составил более 480 тонн, а вес корпуса «ловушки расплава» в сборе – около 150 тонн.
«Доставка оборудования длительного цикла – это безусловно важный этап на пути к сооружению самой безопасной атомной электростанции и результат уверенной и ритмичной работы специалистов, задействованных на проекте сооружения первой египетской АЭС. При поддержке Управления по атомным электростанциям Египта – нашего заказчика - мы с опережением срока осуществили доставку устройства локализации расплава на площадку, и уже в октябре перед нами стоит задача по реализации очередного ключевого события – его монтажа на энергоблоке №3», – сказал вице-президент АО АСЭ – директор проекта по сооружению АЭС «Эль-Дабаа» Алексей Кононенко.
«Мы благополучно завершили еще одно ключевое событие в рамках реализации проекта АЭС «Эль-Дабаа», обеспечив успешную доставку устройства локализации расплава для третьего энергоблока. Эксперты Управления по атомным электростанциям принимали участие в инспекциях, связанных с изготовлением оборудования длительного цикла изготовления в Российской Федерации, для обеспечения соблюдения стандартов безопасности и качества, а также выполнения требований проекта. Мы продолжаем сотрудничество с нашими коллегами из Атомстройэкспорта для успешного монтажа устройства локализации расплава, который должен состояться уже в этом году», – заявил вице-председатель Совета директоров по эксплуатации и техническому обслуживанию, генеральный руководитель Управления проектом АЭС «Эль-Дабаа» Управления по атомным электростанциям Египта инженер Мохамед Рамадан Бадави.
АЭС «Эль-Дабаа» – первая атомная электростанция в Египте, которая будет построена в городе Эль-Дабаа провинции Матрух на берегу Средиземного моря, примерно в 300 км к северо-западу от Каира. АЭС будет состоять из 4-х энергоблоков мощностью по 1200 МВт каждый с реакторами типа ВВЭР-1200 (водо-водяной энергетический реактор) поколения III+. Это технология новейшего поколения, которая уже имеет референции и успешно работает. В России работает четыре блока с реакторами этого поколения: по два реактора – на площадке Нововоронежской и Ленинградской атомных электростанций. За пределами России в ноябре 2020 года к сети был подключен один энергоблок с реактором ВВЭР-1200 на Белорусской АЭС.
Сооружение АЭС осуществляется в соответствии с пакетом контрактов, вступивших в силу 11 декабря 2017 года. Согласно контрактным обязательствам российская сторона не только построит станцию, но и осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл атомной электростанции, а также окажет египетским партнерам помощь в обучении персонала и поддержку в эксплуатации и сервисе станции на протяжении первых 10 лет ее работы. В рамках еще одного соглашения российская сторона построит специальное хранилище и поставит контейнеры для хранения отработавшего ядерного топлива.
Устройство локализации расплава (УЛР) — российская разработка, часть пассивной системы безопасности, предназначена для предотвращения выхода радиоактивных веществ в окружающую среду в случае тяжелой аварии, сопровождающейся разрушением корпуса реактора. «Ловушка» представляет собой ёмкость со стальным корпусом, который в случае нештатной ситуации надёжно удерживает фрагменты расплава активной зоны и не позволяет им выйти за пределы герметичной оболочки здания реактора.
Внутри «ловушки» находится так называемый жертвенный материал – смесь различных веществ: специальных цементов, оксида алюминия, гадолиния и т.д. В результате перемешивания с расплавом они обеспечивают его равномерное размещение в корпусе «ловушки» и блокировку цепной реакции. Благодаря жертвенному веществу УЛР может длительное время удерживать сотни тонн расплава кориума, температура плавления которого может достигать 2400 градусов.