Пять дней с 17 по 21 июня атомщики всей страны выбирали, кто из них лучший сварщик, водитель, электромонтажник, проектировщик, — в этом году в отраслевом чемпионате профессионального мастерства AtomSkills соревновались в 42 компетенциях, включая две новых.
«В этом году на чемпионате много новичков, которые пороха не нюхали, а показали неплохие результаты, — делится впечатлениями Андрей Поляковский, участник команды Горно-химического комбината в компетенции «Инженерное мышление. Каракури». — Я уже не новичок, на чемпионате в третий раз. Со старыми друзьями-соперниками встретился, пообщались по душам».
AtomSkills‑2024 действительно заметно помолодел. Куда ни свернешь — везде группы студентов и школьников. Участники из «Юниоров «Росатома» ставят химические опыты, целые классы ходят с экскурсиями по залам чемпионата, замирая у отсека, где соревнуются каракуристы, первокурсники Обнинского филиала МИФИ что-то обсуждают с опытными сварщиками.
«На Atomskills-2024 стартовала студенческая лига. К нам приехали учащиеся из опорных вузов «Росатома», колледжей атомных городов — 240 человек соревновались в 37 компетенциях. Раньше они состязались в общем зачете наравне с другими участниками, теперь их результаты подсчитывают отдельно, — рассказывает Алексей Красавин, руководитель отдела организации чемпионатов Корпоративной академии «Росатома». — В одних компетенциях задания были одинаковыми для всех, но необходимый для победы порог баллов у студентов был ниже, чем у состоявшихся профессионалов. В других компетенциях задания разработали специально для студентов, чтобы точнее оценить уровень неопытных участников».
По оценке Алексея Красавина, на нынешнем чемпионате студенты составили около 10 % от общего числа участников. Цель на ближайшие годы — удвоить это число.
Года мало
Тема привлечения молодежи в отрасль и сотрудничества со средними специальными учебными заведениями стала лейтмотивом деловой программы AtomSkills. Активнее всего обсуждали проект «Профессионалитет». Представители «Росатома» и Министерства просвещения, чиновники из регионов присутствия госкорпорации, директора участвующих в проекте колледжей встретились на круглом столе «Региональные аспекты развития «Профессионалитета». В целом ход проекта участники признали успешным, но есть вопросы и предложения.
«Колледжу дается год на проведение ремонта после получения гранта и вхождения в программу «Профессионалитета». За этот срок нужно подготовить проектно-сметную документацию, пройти госэкспертизу, конкурс для определения поставщика услуг, — перечисляет Елена Никитина, начальник отдела профессионального образования и науки Министерства образования и науки Удмуртской Республики. — Часто работы растягиваются: например, возникают проблемы у подрядчика или поставщика стройматериалов. Хорошо бы увеличить срок ремонта на два года, чтобы получить в итоге более качественный результат. И стоит предложить учебным учреждениям хоть какие-то дизайн-проекты, чтобы было, на что ориентироваться».
Диана Кузнецова, министр образования и науки Мурманской области, предложила дать колледжам возможность участвовать в «Профессионалитете» дважды, чтобы на выделенные средства организовать ремонт сразу нескольких учебных корпусов и общежитий, входящих в структуру учебного заведения. «А благоустройство территорий колледжей — это отдельная история, которая не участвует ни в одной из программ. От этого тоже зависит привлечение в учебное заведение студентов. Хочется этот момент предусмотреть при выделении средств», — резюмирует она.
Роботы и кризисы
Основная лига. Изготовление трубопровода в компетенции «Сварочные технологии»
В этом году AtomSkills пополнился двумя новыми компетенциями. Первая — «Программная роботизация». В рамках конкурсного задания участникам компетенции надо было разработать программного робота для описания бизнес-процесса в закупочной деятельности. «Компетенция направлена на создание виртуальных сотрудников, которые выполняют рутинные типовые операции по бизнес-процессам за человека. В условиях дефицита кадров на рынке труда это крайне актуально. Компетенция новая, но программной роботизацией «Гринатом» занимается с 2017 года, накоплена хорошая экспертиза. Наша цель — популяризировать компетенцию и сферу как в отрасли, так и за ее пределами. И конечно, выращивать собственных специалистов», — рассказывает Маргарита Конных, главный эксперт компетенции, начальник управления программной роботизации в «Гринатоме».
Вторая новая компетенция — «Управление коммуникациями. Антикризисное реагирование». Участники — специалисты по связям с общественностью с Ленинградской, Смоленской, Калининской и Белоярской АЭС, Чепецкого механического завода, «Маяка» и ОКБМ им. Африкантова. «В этом году мы решили остановиться только на одном направлении работы — на реагировании в условиях аварийных, нештатных ситуаций, — поясняет Ольга Бредникова, главный эксперт компетенции, начальник отдела внутренних коммуникаций «Росэнергоатома». — Например, первый модуль у нас был про мониторинг и исследование информационного поля вокруг заданной кризисной ситуации. Участникам нужно все проанализировать, определить сильные и слабые стороны предприятия, предложить ряд корректирующих мероприятий. Разбираем конкретные, а не абстрактные ситуации. Работы участников оцениваем по 200 критериям».
В последний день чемпионата, 21 июня, состоялся форум «Vision Zero: от видения к состоянию», посвященный достижению нулевого травматизма в «Росатоме». Лидерам по культуре безопасности предстояло выработать предложения по семи основным и одному дополнительному («Работа с подрядчиками») направлениям Vision Zero для новой версии программы профилактики травматизма в отрасли.
Прозвучали такие предложения, как разработка и внедрение критериев лидерства в безопасности, а также методов выявления этого качества среди персонала. Еще одно предложение — централизованно внедрить оценку рисков на рабочих местах самими работниками для оперативного отслеживания опасностей.
Глава «Росатома» Алексей Лихачев резюмировал обсуждение и поставил задачу добиться целей «Видения‑2030» в сфере безопасности на производстве. Напомним, в 2019 году у «Росатома» появилась стратегия, которая описывает состояние отрасли в 2030 году. «Здесь мы говорим о метриках этого состояния и мыслим не образами, а конкретными целями», — отметил Алексей Лихачев. Чтобы добиться целей «Видения‑2030», нужен шестилетний план: с конкретными мероприятиями, задачами, цифрами. «Нужно подумать о том, как подключить к этой работе систему здравоохранения, образования, HR-процессы. Сегодня участники предлагали внедрить фабрики безопасности в школах — такие решения нам нужны», — заявил Алексей Лихачев.
В ближайшее время в отрасли будет создана рабочая группа для формирования новой версии программы профилактики травматизма. Ее представят в октябре на VII Дне безопасности атомной энергетики и промышленности, после чего внедрят в отрасли.