АО «РИТВЕРЦ», основанная более 30 лет назад, на протяжении всего времени своей деятельности зарекомендовала себя как надежный экспортер радионуклидной продукции. Благодаря высокому качеству своей продукции и профессиональному подходу к бизнесу, компания завоевала доверие как отечественных, так и зарубежных клиентов на рынке радиоизотопной продукции. Благодаря известности среди зарубежных клиентов, компания АО «РИТВЕРЦ» получила заказ на разработку и поставку так называемых «школьных источников» под названием Radioactive Sources for School Use из Англии.
Школьные источники - один из компонентов учебного набора для изучения явления радиоактивности в образовательных учреждениях. Наборы включают в себя набор радионуклидных источников низкой активности, аппаратуру для проведения демонстрационных экспериментов – источники, детектор и методические пособия. Эти наборы позволяют студентам и учащимся познакомиться с основными физическими принципами, связанными с радиоактивностью. Разработка «школьных источников» требует особого внимания к требованиям безопасности и стандартам, поскольку они предназначены для образовательных учреждений.
Получив этот знаковый зарубежный запрос на производство и поставку «школьных источников», сотрудники АО «РИТВЕРЦ» углубились в вопросы создания аналогичных источников в России в прошлом. Так, изучив рекламную и техническую литературу сотрудники АО «РИТВЕРЦ» обратили внимание на советский учебный набор «ПЛУТОН».
Что удалось узнать про «ПЛУТОН»? Открытые масс медиа сообщают, что группа «следопытов» нашла на заброшенном предприятии набор, содержащий радионуклидные источники: кобальт-60 (гамма), плутоний -238 (альфа), натрий-22 (бета плюс), стронций-90 (бета-минус).
Обнаружив находку, участники группы пришли к выводу, что, несмотря на потенциальную опасность, находящиеся в контейнере источники безопасны, так как свинцовый контейнер ослабляет ионизирующее излучение. На днище контейнера они заметили предположительные отметки о годе выпуска (1988) и серийном номере (16462), что может означать, что источники были сертифицированы и использовались в научных или образовательных целях.
Дальнейшее расследование показало, что набор «ПЛУТОН» был спроектирован и произведен на заводе Государственного института прикладной химии, для демонстрации основных принципов радиоактивного распада, особенности взаимодействия различных типов радиации с веществом, а также на практическое изучение применения радионуклидных источников в образовательных целях. Использование таких наборов в школах позволяло не только продемонстрировать физические явления, но и развивать у учащихся понимание основ радиационной безопасности и ответственного обращения с радиоактивными материалами. Примечательно то, что набор был разработан до аварии на Чернобыльской АЭС (1986). После аварии поднялась мощная волна радиофобии в стране, ужесточили регулирование в области использования атомной энергии: где без радиоактивности категорически невозможно было, там сохранили ее использование, а где можно было обойтись без нее, там отказались. Таким образом, производство школьных наборов было полностью прекращено и идея рассказать школьникам об этом явлении, которое много и эффективно работает на благо человека, была утрачена.
Тем временем, на Западе разработка и производство учебных наборов для изучения явления радиоактивности в образовательных учреждениях стали широкого распространены. Более 10 предприятий начали выпуск широкого ассортимента наборов радионуклидных источников и препаратов. В состав их «школьных наборов» входит электронно-физическая аппаратура, позволяющая провести большое число демонстрационных опытов, изучить природу радиоактивности, свойства ионизирующего излучения и характеристики радионуклидов. При этом, источники представляют собой диски, которые следует брать только пинцетом, или при помощи другого захвата, что накладывает существенные ограничения.
Согласно инструкции (от 25 июля 1988 года) учебного набора «ПЛУТОН» правила обращения с источниками звучат как забытый Завет из прошлых лет:
«Настоящая Инструкция распространяется на набор учебный радионуклидных источников излучения типа «Плутон», предназначенных для проведения ядерно-физических экспериментов для демонстрации и изучения видов и свойств радиоактивных излучений в общеобразовательных школах, а также в средних специальных и высших учебных заведениях».
После тщательного изучения и анализа источников, разработанных в ГИПХе, сотрудники АО «РИТВЕРЦ» пришли важному выводу о их конструкции. Они определили, что каждый источник состоит из двух основных частей: активной части и держателя. Важно, что активная часть надежно изолирована, что минимизирует риск случайного воздействия радиации на пользователей и окружающую среду. Держатель служит для безопасного крепления активной части, обеспечивая стабильное положение активной части и обеспечивая безопасное использование источника без необходимости в дополнительных средствах защиты, что особенно важно в образовательной среде, такой как школа. Ученики смогут брать источники за держатель, не касаясь активной части, в отличие от западных источников. Это упрощает процессы работы с радионуклидными источниками для учащихся и учителей, избавляя от необходимости дополнительных знаний и навыков обращения с подобным оборудованием.
Сотрудники АО «РИТВЕРЦ» отметили, что этот подход соответствует современным требованиям безопасности и образовательным стандартам, создавая комфортные условия для изучения радиоактивности и физических принципов, связанных с этой темой.
Компания АО «РИТВЕРЦ» взяла за основу конструкцию источника, состоящую из двух частей, но с некоторыми изменениями.
Активная часть источника была разработана с учетом опыта фирмы в создании аналогичных источников. Было решено поместить источники в кейс-пенал, как это делают все западные производители, чтобы обеспечить конструктивное единство и одинаковые условия для транспортировки и хранения.
Таким образом, компания «РИТВЕРЦ» использовала концепцию ГИПХа, но с учетом собственных разработок и потребностей рынка.