Компания Tokyo Electric Power Company (TEPCO) приостановила первую попытку извлечь обломки топлива из защитной оболочки первого контура второго энергоблока поврежденной АЭС «Фукусима-Дайити» после того, как была обнаружена ошибка в настройке устройства для извлечения РАО.
19 августа компания TEPCO объявила, что планирует 22 августа удалить несколько граммов остатков расплавленного топлива из второго энергоблока. Ожидалось, что операция продлится около двух недель с использованием телескопического устройства, оснащенного захватным инструментом. Устройство может выдвигаться на длину до 22 метров и получать доступ к обломкам через точку проникновения в защитную оболочку первого контура. Метод удаления, который впервые используется на втором энергоблоке, затем будет постепенно распространен на третий энергоблок, где крупномасштабное восстановление ожидается в начале 2030-х годов.
"Второй энергоблок был выбран первым для утилизации остатков топлива, потому что мы учитываем ситуацию с точки зрения безопасности, надежности, скорости и прогресса в удалении отработанных топливных элементов", - сказали в TEPCO .
Рабочие АЭС 22 августа приступили к вставке направляющей трубы телескопического устройства для удаления РАО в точку проникновения в защитную оболочку первого контура. Направляющая труба была вставлена в переднюю часть запорного клапана, и первая из пяти нажимных труб длиной 1,5 метра, которые будут использоваться, была подготовлена к подключению. Трубы используются для того, чтобы затолкнуть устройство внутрь защитной оболочки и вытащить его обратно после завершения операции.
Однако в ходе окончательной проверки было замечено, что расположение первой нагнетательной трубы отличается от запланированного. Фактически рабочие подготовили для установки вторую напорную трубу вместо первой. Было подтверждено, что напорная труба, которая должна была быть в первой позиции, оказалась в четвертой позиции. Неправильный порядок расположения труб означал, что их нельзя было правильно соединить.
"Сегодняшняя работа будет ограничена непосредственно перед запорным клапаном», — заявили в TEPCO. «В настоящее время мы расследуем причину происшествия. Мы организуем необходимую работу и процедуры в дальнейшем, а также предоставим дополнительную информацию о будущих действиях".
"Лучше продолжать работу безопасно и стабильно, а не торопиться", - цитирует агентство Kyodo слова президента TEPCO Томоаки Кобаякавы.
Предварительное исследование территории непосредственно под реакторным корпусом, известным как основание, было проведено в январе 2017 года на АЭС «Фукусима-1» с использованием камеры с дистанционным управлением на телескопическом зонде. На фотографиях, сделанных во время этого расследования, были видны черная масса и отложения возле решетки в районе основания, возможно, расплавленное ядерное топливо.
В следующем месяце специалисты TEPCO отправили робота в форме скорпиона в защитную оболочку второго энергоблока. Хотя робот не смог добраться до части непосредственно под реакторным зданием, компания заявила, что собранная информация поможет ей определить, как далее вывести энергоблок из эксплуатации.
В январе 2018 года внутреннее обследование защитной оболочки первого контура энергоблока № 2 с помощью подвесной поворотно-наклонной камеры, прикрепленной к телескопической направляющей трубе, выявило отложения и компоненты ТВС в нижней части основания.
В феврале 2019 года TEPCO провело исследование скопившегося в нижней части защитной оболочки мусора, большая часть которого напоминает гальку, с помощью зонда с дистанционным управлением. Зонду удалось собрать обломки в пяти из шести обследованных районов. Во время исследования пробы из защитной оболочки не извлекались.
На энергоблоках "Фукусима-1-3" топливо и металлическое покрытие, образующее внешнюю оболочку топливных стержней, расплавились, а затем вновь затвердели в виде остатков топлива. Чтобы снизить риск, связанный с этими обломками топлива, ведется подготовка к его извлечению из реакторов. Текущая цель состоит в том, чтобы начать работы со второго блока и постепенно увеличивать их масштаб. Собранные остатки топлива будут размещены в новом хранилище, которое будет построено на территории площадки.