Оживление работ по атомному строительству в Индии побудило индийских энергетиков вспомнить о давнем желании получить свою долю в атомном секторе страны.
За атомную энергетику в Индии отвечает государственная компания NPCIL. Только она имеет право эксплуатировать атомные станции. Единственное исключение - компания BHAVINI, однако она была создана специально для эксплуатации строящегося быстрого бридера PFBR-500.
В свою очередь, индийский энергетический монстр NTPC неоднократно проявлял интерес к участию в строительстве и эксплуатации атомных станций.
Например, в 2010 году NTPC и NPCIL почти договорились о создании совместного предприятия для строительства двухблочной АЭС мощностью 2 ГВт(э). Но и в этот, и в другие разы что-то мешало довести сотрудничество до практической реализации.
Очередную попытку проникнуть в атомный сектор индийские энергетики предпринимают в этом году. В мае 2024 года совет директоров NTPC одобрил создание 100%-ной дочерней фирмы под названием NTPC Nuclear Power Co. В сентябре своё согласие дало и правительство Индии.
Название СП - Anushakti Vidhyut Nigam Ltd. (ASHVINI). Атомная корпорация NPCIL имеет в нём 51% акций, энергетическая корпорация NTPC - 49% акций. Совместное предприятие получило право строить и эксплуатировать атомные энергоблоки.
Согласно планам энергетиков, эта фирма должна получить 49% акций шести из десяти запланированных к строительству серийных энергоблоков-тяжеловодников мощностью по 700 МВт(э) каждый.
Четыре блока, на которые нацелилась NTPC, будут построены на площадке Mahi Banswara (Махи Бансвара), два - на площадке Chutka (Чатка).
В базе PRIS обе площадки отсутствуют, так как строительство на них только начинается. Так, на площадке Mahi Banswara в октябре 2024 года должны были только приступить к подготовительным работам.
Как часто бывает в Индии, местное население не слишком довольно планами по строительству АЭС. Выступления против станции на площадке Mahi Banswara прошли летом 2024 года. Полиции пришлось применить дубинки и слезоточивый газ.
Топ-менеджеры NTPC не воспринимают недовольство местных серьёзно, так как считают, что в Индии протестами сопровождается любой крупный проект, независимо от его назначения.
Причины недовольства, как правило, экономические - рыбаки боятся снижения уловов, землевладельцы, чьи участки выкупаются под проект, считают компенсанции недостаточными, и так далее.
Центральное правительство Индии отвечает на это "масштабными программами по информированию общественности", которые должны "устранить опасения людей по поводу ядерной безопасности". Впрочем, возможно, что правительству стоило бы просто выделять больше денег на компенсационные мероприятия.
Привлечение энергетиков к атомному строительству почти наверняка связано с тем, что NPCIL своими силами не смогла реализовать первые проекты с IPHWR-700 в срок.
Блоки №№3/4 АЭС Kakrapar (Какрапар) начали строиться в ноябре 2010 года. Третий блок был подключён к сети только в январе 2021 года, а в коммерческую эксплуатацию введён спустя полтора года после энергопуска. Четвёртый блок стал коммерческим в марте 2024 года.
Решение о серийном строительстве десяти блоков с IPHWR-700 было принято в мае 2017 года. В список входят и шесть блоков, заинтересовавших NTPC. Ни на одном из десяти блоков до сих пор нет первого бетона.
Справедливости ради, следует добавить, что NPCIL, помимо двух пущенных, строит ещё два блока на площадке Rajasthan (Раджастан), однако и эти блоки, и "Kakrapar-3/4" не входят в список для серийного строительства.
Кроме ресурсов и опыта энергетики могут помочь атомщикам с деньгами. Индийские тяжеловодники существуют только во внутреннем исполнении и не поставляются на экспорт, поэтому они из-за индийских реалий относительно дёшевы, но всё же строительство серии блоков потребует финансовых вложений.
Известные оценки стоимости строительства блоков с IPHWR-700 сейчас таковы. Энергетики из NTPC говорят о 170-180 тысячах рупий за установленный киловатт (2020-2140 долларов). Встречаются и ещё более оптимистические оценки, которые, скорее всего, не оправдаются на практике.
Таким образом, простой расчёт показывает, что четырёхблочная АЭС Mahi Banswara обойдётся примерно в 6 миллиардов долларов. Построить её с помощью энергетиков собираются быстро, затрачивая по четыре-пять лет на блок (что пока выглядит слишком оптимистично).
Останавливаться на шести блоках с IPHWR-700 корпорация NTPC не собирается. В её планы на более отдалённое будущее входит участие в строительстве ещё не менее 10 ГВт(э) АЭС.
Площадки под эти планы пока не выбраны. Энергетики присматриваются к различным вариантам в штатах Гуджарат, Тамилнад, Чхаттисгарх, Одиша и Карнатака.
Кроме того, в полном соответствии с современной модой, индийские энергетики интересуются малыми модульными реакторами.
До недавнего времени индийские атомщики уделяли направлению ММР мало внимания. Однако в июле 2024 года министерство финансов пообещало выделить на него определённое финансирование.
Предполагается, что атомщики разработают два проекта ММР. Первый из них, Bharat Small Reactor, будет основан на старом проверенном проекте PHWR-220 и, соответственно, будет иметь электрическую мощность 220 МВт(э).
Второй проект имеет условное название Bharat Small Modular Reactor. В отличие от первого проекта, это легководный аппарат.
Топ-менеджеры NTPC не специалисты в атомной энергетике. В идее малых модульных реакторов их привлекает возможность существенно приблизить атомные станции к потребителям.
Не исключено, что интерес NTPC подогревается и новостями про сталелитейный гигант "Tata Steel", который якобы готов закупить сразу пару сотен малых реакторов индийского производства.
Хотя практическая реализуемость данных планов более чем сомнительна, повторяющиеся в их связи у аналитиков и пиарщиков упоминания о круглых суммах будоражат воображение у руководства NTPC.