Инвестиции в мировой энергетический сектор стабилизировались на уровне $1,85 трлн по итогам 2018 года, прекратив трехлетнее падение. Об этом говорится в докладе Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Investment 2019 (WEI 2019). Инвестиции в производство электроэнергии в прошлом году сократились на 1%, до $775 млрд, что было вызвано ограничениями на строительство новых угольных электростанций в Китае, при этом был зафиксирован значительный рост вложений в китайскую атомную энергетику.
Китай, как и годом ранее, сохранил крупнейший объем инвестиций. Основной объем прироста инвестиций обеспечен США за счет развития секторов сланцевой добычи и разработки, а также электросетевого хозяйства. Кроме того, разрыв между КНР и США сократился. Также значительная доля роста инвестиций приходится на Индию. В то же время эксперты МЭА констатируют отсутствие значительного роста инвестиций в энергоэффективность и развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Также организация предупреждает, что число одобрений, выданных на проекты в области традиционной энергетики, недостаточно для обеспечения растущего энергопотребления.
Как напомнил Иван Андриевский, председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К», Китай стремится быть мировым лидером во многих областях, и атомная энергетика – одно из важных направлений развития энергетики Китая. Интерес к ней подогревается рядом факторов. Во-первых, нужно выполнять Парижское соглашение, а потребность страны в энергетике растет. Во-вторых, Китай очень заинтересован в новых разработках. Вместо потребителя он может стать поставщиком, такой переворот мы уже не раз наблюдали в отношении Китая. По этим двум причинам вложения китайцев в собственную атомную энергетику стремительно растут с каждым годом.
"Перспективы развития у атомной энергетики в мире в целом неоднозначные. На данный момент рост числа АЭС кажется несомненным, в первую очередь за счет стран АТР, в частности, КНР, ввиду озабоченности человечества климатическими изменениями и развитием технологий атомной энергетики, повышением безопасности работы АЭС. Главный вопрос – насколько сильным будет этот рост. Ведь нужно учесть, что ВИЭ тоже развиваются, и тот факт, что «Росатом» стал ими заниматься, говорит о многом. Кроме того, угольную генерацию в этой конкурентной гонке тоже нельзя сбрасывать со счетов – на данный момент она лидирует среди первичных источников энергии, и технологии здесь тоже не стоят на месте. Таким образом, многое зависит о того, как будут развиваться технологии. Что касается атомной энергетики, нужно также учесть, что она развивается в мире неравномерно. Некоторые страны принципиально от нее отказались, другие исторически с ней связаны, это тоже играет важную роль, как важными оказываются и политические установки стран, которые занимают первые позиции в мировой атомной энергетике. Например, в США, которые занимают пятую долю в мировой атомной энергетике, сейчас наблюдается серьезный упадок атомной промышленности из-за сланцевой революции и роста ВИЭ. При том, что в 1970-е США были в ней мировым лидером. Если на уровне правительства будет сделана ставка на восстановление и развитие атомной энергетики – а такие планы уже есть – то это повлияет и на мировой энергетический баланс. И так можно пройтись по всем странам – везде своя специфика и каждая из стран по-своему участвует в формировании общей картины мировой атомной энергетики будущего", - отмечает эксперт.