13 октября в пресс-центре ТАСС состоялась онлайн-пресс-конференция, посвященная презентации исследования «Повышение экологичности транспортного сектора в мировых мегаполисах».
Авторами исследования стали проректор НИЯУ МИФИ, профессор Николай Каргин, декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ, профессор Александр Путилов и научный сотрудник лаборатории средств специфической профилактики вирусных болезней НИЦЭМ им. Гамалеи Кизхалум Хаметова. Ознакомиться с их докладом можно по ссылке.
Около 80% от общего количества вредных веществ в крупных городах приходится на автотранспорт. По прогнозам Всемирного банка, к 2050 году в мире количество автомобилей вырастет в два раза и достигнет 2 млрд. В Москве на 2020 год зарегистрировано 7,7 млн машин.
По словам ученых, высокий уровень автомобилизации стал одной из самых серьезных проблем во всем мире.
"Специалисты предсказывают дальнейший рост автомобилизации населения, а вместе с этим высказывают и опасения по поводу ухудшения экологической ситуации. Ведь автомобили "ответственны" за более чем половину загрязняющих веществ в атмосфере", - пишут они.
Авторы работы отмечают, что один из путей снижения влияния на экологию - переход на электромобили, поскольку уровень выбросов парниковых газов, так или иначе связанных с ними, значительно ниже уровня выбросов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. И Москва, по их данным, проводит планомерную политику по замене всего автобусного парка столицы на электробусы.
"Автономный транспорт обладает еще большими преимуществами по сравнению с электромобилями и электробусами, так как исключает человеческий фактор, являющийся основной причиной ДТП. А возможность расчета скорости движения и режима вождения искусственным интеллектом практически исключает лишние торможения, являющиеся одной из причин образования заторов. Однако при всей привлекательности концепции автономного режима для ее масштабного внедрения еще не наступило время, а потому в крупных городах мира, включая Москву, испытания автономного транспорта пока проходят только в тестовом режиме", - отмечается в исследовании.
Как полагают ученые, экологическая ситуации зависит и от пробок на дорогах. Здесь важной мерой они назвали "оцифровку" бизнеса, в транспортной сфере - это онлайн-платформы и приложения, позволяющие получать актуальную информацию в реальном времени и планировать оптимальные маршруты.
"В российской столице таким примером может являться Единый транспортный портал. Оцифровка бизнеса ...> позволяет снизить частоту поездок за счет предоставления онлайн-сервисов, заменяющих покупки в реальных магазинах, посещение мест общественного питания. Перевод деятельности компаний ...> на режим удаленной работы с использованием видеоконференций также способствует снижению трафика", - говорится в работе.
Еще один мировой тренд - "использование вместо владения", примерами которого названы каршеринг и карпулинг. В Москве развитие каршеринга "является одним из самых динамичных в мире".
"Вне конкуренции остается активная мобильность ...> Кроме несомненной пользы для окружающей среды, активная мобильность является профилактикой многих заболеваний, возникающих по причине малоподвижности ...> Оптимальным является использование велосипеда. В Москве постоянно расширяется сеть велопрокатов и увеличивается протяженность велодорожек", - добавляется в исследовании.
Ученые отметили, что новые возможности для использования автомобилей повышают и уровень маятниковой миграции, и в Москве проблема перемещения населения из области в центр города решается частично введенными в эксплуатацию Московскими центральными диаметрами, снимающими нагрузку с автомагистралей. Кроме того, столица "уверенно движется по пути создания такого городского пространства, в котором комфортно жить и легко перемещаться всем без исключения", а экологическая ситуация за 10 лет значительно улучшилась.
Этому способствовало, в том числе, введение в Москве "грузового каркаса", регламентирующего транзит грузового транспорта через жилые районы.
"Отмечается увеличение средней скорости движения транспортного потока, значительное снижение концентрации вредных веществ, понижение уровня шума, а также улучшение ситуации с безопасностью движения и наездами на пешеходов", - уточняется в исследовании.
Кроме того, ученые отмечают и важность проблем безопасности движения, которые "неразрывно связаны с уровнем дорожного трафика". Действующая в Москве интеллектуальная транспортная система позволяет регулировать интенсивность движения, обеспечивать равномерность нагрузки на дорожную сеть, а также повышать качество работы общественного транспорта, считают они. По данным авторов исследования, благодаря работе системы число ДТП на улицах столицы снизилось почти вдвое по сравнению с 2010 годом.
"Комплекс мер, проводимых правительством Москвы начиная с 2010 года по улучшению ситуации на дорогах столицы, борьбе с заторами, повышению безопасности движения, развитию сети общественного транспорта, а следовательно, и сокращению вредных выбросов и снижению шумовой нагрузки, являющихся следствием высокого уровня автомобилизации, приносит ощутимые результаты", - резюмировали исследователи.