Новости
513
25 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге состоялось первое заседание Подкомиссии по сотрудничеству по Северному морскому пути (СМП) Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. С российской стороны подкомиссию возглавил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, с китайской стороны – министр транспорта КНР Лю Вэй.
Глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв во вступительном слове отметил:
«Несмотря на то, что мы проводим первое заседание Подкомиссии, мы уже зафиксировали между нашими странами целый ряд конкретных договоренностей по линии безопасности судоходства. У нас складывается конструктивное взаимодействие и по другим важнейшим вопросам. Считаю, что мы заложили солидную основу для дальнейшей работы Подкомиссии».
Министр транспорта КНР Лю Вэй также сообщил, что стороны достигли ряда важных консенсусов по предстоящей совместной работе.
Северный морской путь (СМП) – кратчайший судоходный маршрут между западной частью Евразии и Азиатско-Тихоокеанским регионом. СМП административно начинается на границе между Баренцевым и Карским морями (пролив Карские Ворота) и заканчивается в Беринговом проливе (мыс Дежнёва). Длина маршрута составляет 5,6 тыс. км. СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское). СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. В акватории СМП в Арктической зоне Российской Федерации на сегодняшний день расположено шесть крупных морских портов: порт Сабетта, порт Диксон, порт Дудинка, порт Хатанга, порт Тикси, порт Певек.
Решение о создании Подкомиссии было озвучено в мае этого года по результатам государственного визита в Китай Президента России Владимира Путина и его встречи с Председателем КНР Си Цзиньпинем в 2023 году. 21 августа 2024 года в целях реализации договоренностей лидеров двух государств был подписан протокол о создании Подкомиссии. Ключевые направления совместной деятельности обозначил ответственный секретарь Подкомиссии со стороны России, спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Среди них –безопасность судоходства, планирование и обеспечение роста грузопотока по СМП, содействие развитию логистических маршрутов, обмен информацией о ледовой обстановке, метеорологических и иных условиях. И у российской, и у китайской стороны уже сформировался значительный потенциал сотрудничества по СМП. В этом году китайские судоходные компании увеличили количество рейсов по Севморпути почти в два раза. А в июне на Петербургском экономическом форуме между представителями китайского бизнеса и госкорпорацией «Росатом» было подписано соглашение о намерениях по созданию совместного предприятия по строительству судов и организации круглогодичной контейнерной линии по СМП между портами России и Китая.
Источник: