В своей оценке вице-президент ГСК «Реформа», Денис Прохоров, ориентировался на темпы восстановления экосистем после аналогичной аварии в Черном море в 2007 год: тогда потерпели крушение сразу 13 судов, а со дна поднимали танкер «Волгонефть-139».
По информации МЧС России, по состоянию на 14 января собрано более 162 тыс. т загрязненного песка на побережье Краснодарского края, Крыма и Севастополя и 25 т нефтесодержащей жидкости в Керченском проливе.
В ГСК «Реформа» отметили, что большая часть мазута находится в толще воды и на дне, откуда удалить его проблематично. Специалисты компании добавили, что на юге страны сейчас нет установок, в которых можно сжигать собранный мазут, поэтому отправка отходов на утилизацию может повлечь дополнительные логистические расходы.
Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что дорога к корме танкера составила 350 м, а обвалование будет протяженностью 400 м.
«Перед поднятием судна важно понять, какая часть должна остаться целой, чтобы не спровоцировать дальнейший разлив мазута. Необходимо тщательное обследование судна. Возможно, будет эффективным применение подводной лазерной резки, которая дистанционно без нахождения человека в опасной зоне позволит вырезать, например, отверстия для цепей, с помощью которых получится перетащить танкер по дну. Такая система позволяет производить работы по резке металлоконструкций с применением специализированных подводных дронов», - отметил Денис Прохоров.
При этом как правило, подъем таких судов выливается в дорогостоящую операцию и, в зависимости от того, какие методы будут применены, стоимость работ может составлять от 100 млн до 400 млн рублей только за один танкер.
«В эту сумму входит обследование местности, расчеты и многое другое», - рассказал эксперт АНО «Центр судебных экспертиз Рубикон» Вячеслав Широких.
Кубанский научный фонд рассмотрел около 30 разработок и технологических решений, которые призваны помочь в ликвидации ЧС, рассказали в Оперативном штабе Краснодарского края.
«В настоящее время для более глубокого изучения отобрали пять из них: технологии для сбора мазута, модели расчета и прогноза состояния морской среды, оценки влияния волн, течений и термических факторов на перемещение и эволюцию мазута, который попал в Черное море, в разных районах побережья и предложения по детоксикации загрязненного грунта», — рассказали в оперштабе.
Минтранс России 10 января сообщил, что с кормы танкера «Волгонефть-239» обнаружен выброс топлива в краснодарской Тамани площадью 2,8 тыс. кв. м. По поручению президента России создан федеральный оперативный штаб для ликвидации последствий разлива мазута. С представителями этого штаба Александр Куренков 12 января прибыл в Анапу, чтобы проконтролировать ход работ на месте.