Продолжая рабочую программу 9-й сессии, Национальное собрание Вьетнама заслушало доклад о представлении и рассмотрении проекта закона об атомной энергии (с изменениями). Представляя проект Закона об атомной энергии (с изменениями) Национальному собранию, заместитель премьер-министра Ле Тхань Лонг подчеркнул необходимость изучения и всестороннего внесения изменений в Закон об атомной энергии.
По словам вице-премьер-министра, действующий Закон несовместим с некоторыми вновь принятыми законами; Неполная легализация международных договоров, участником которых является Вьетнам; не обновил новые требования и стандарты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Некоторые нормативные акты по-прежнему нереализуемы и не подходят для быстрого развития ядерной науки и техники, а также радиационных технологий. Имеет место дублирование функций государственного управления между министерствами и отраслями; отсутствие конкретных правил по безопасности, защите, ядерному надзору и управлению атомными электростанциями и исследовательскими реакторами.
Относительно некоторых нерешенных положений Закона об атомной энергии, которые необходимо пересмотреть и дополнить, вице-премьер четко заявил:
Во-первых, положения действующего Закона не отвечают требованиям, а именно: политика в области развития и использования атомной энергии не увязана тесно с требованиями обеспечения национальной безопасности; Недостатки в децентрализации и авторизации медицинского диагностического рентгеновского оборудования и признании сертификатов практики; Неадекватные правила перевозки радиоактивных источников, возмещения ущерба и обновления новой терминологии и руководств МАГАТЭ.
Во-вторых, некоторые важные положения, соответствующие международной практике, до сих пор не узаконены, такие как: создание агентства по управлению ядерной и радиационной безопасностью с полными полномочиями, дополнение положений о специализированных инспекциях, механизмы обращения с радиоактивными отходами, ядерным топливом и отработанными радиоактивными источниками, регулирование уровня компенсации за ядерный ущерб, рассмотрение административных и уголовных правонарушений, инспектирование радиационного оборудования, а также разработка процесса реагирования на трансграничные ядерные инциденты.
В-третьих, необходимо преодолеть дублирование функций государственного управления, уточнить полномочия по экспертизе проектов ядерных объектов, выдаче лицензий на добычу радиоактивных руд и эксплуатации атомных электростанций.
Представляя обзорный доклад по проекту внесения поправок в Закон об атомной энергии, председатель Комитета Национальной ассамблеи по науке, технологиям и окружающей среде Ле Куанг Хюй заявил, что Комитет в целом согласен с предложением правительства и рекомендует: институционализировать политику партии по развитию научно-технического потенциала, освоению технологий ядерной энергетики, подготовке кадров и локализации оборудования.
Внести поправки в закон, чтобы обеспечить соответствие руководящим принципам МАГАТЭ; Подготовить полные инструкции по внедрению; четко разграничить функции между агентствами... Проект закона в основном соответствует требованиям и может быть представлен в Национальное собрание для рассмотрения и комментариев.
Комитет Национальной ассамблеи по науке, технологиям и окружающей среде рекомендовал добавить или пересмотреть некоторые положения об агентстве по ядерному регулированию, четко определив его функции, рабочие отношения, технические возможности и соответствие стандартам МАГАТЭ.
Что касается развития и применения ядерной энергетики, необходимо поддерживать социализацию, но при этом необходимо обеспечить безопасность для инвестирующих организаций и частных лиц.
В части обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии Комитет считает необходимым дополнить положения об утверждении проектов атомных электростанций и исследовательских ядерных реакторов в статье 30 законопроекта.
В частности, проект атомных электростанций и исследовательских ядерных реакторов должен быть рассмотрен и одобрен органом ядерного регулирования страны-партнера с учетом конкретных требований Вьетнама; (ii) В случае атомных электростанций и исследовательских ядерных реакторов, спроектированных вьетнамскими специализированными агентствами, необходимо дополнить положения о соответствии требованиям ядерной безопасности МАГАТЭ.
Что касается полномочий по принятию решений и утверждению инвестиционной политики для проектов атомной энергетики, большинство мнений согласны с планом, представленным правительством, в котором говорится, что премьер-министр принимает решения по инвестиционной политике для проектов строительства атомных электростанций в соответствии с положениями закона о государственных инвестициях; Утвердить инвестиционную политику в отношении проектов строительства атомных электростанций в соответствии с положениями закона об инвестициях и другими соответствующими правовыми нормами в целях создания гибкого, проактивного механизма и ускорения хода реализации проектов строительства атомных электростанций; В то же время это также соответствует политике содействия децентрализации и делегированию полномочий в современных условиях.
Однако необходимо тщательно пересмотреть правовую систему, чтобы обеспечить ее последовательность, осуществимость, а также соответствие требованиям обеспечения радиационной и ядерной безопасности.
В отношении радиоактивных отходов, отработавших радиоактивных источников и отработавшего ядерного топлива Комитет рекомендует изучить и дополнить политику, связанную с контролем за радиоактивными отходами, радиоактивными источниками в ломе и другими источниками, импортируемыми, временно импортируемыми и реэкспортируемыми, для обеспечения полноты, осуществимости и пригодности.
Что касается реагирования на радиационные и ядерные инциденты, рекомендуется продолжить рассмотрение и обеспечение полноты и согласованности между содержанием планов реагирования на радиационные и ядерные инциденты на низовом, провинциальном и национальном уровнях, а также осуществимости и согласованности планов; обеспечить соответствие Закону о гражданской обороне и проекту Закона о чрезвычайном положении, а также осуществимость при координации между соответствующими ведомствами.