На итоговой конференции участников пятого сезона программы «Сириус. Лето» свою работу представила команда молодых инженеров и исследователей из Екатеринбурга – 11-классник Артём Волкович и 10-классник Тимофей Блинов из городского лицея № 130. Под руководством наставника они предложили способ оптимизации вывода из эксплуатации энергоблоков Ленинградской АЭС. Для этого команда разработала специальное приложение в помощь инженерам, которое уже прошло первые испытания.
Сердце любой атомной станции – реактор, и, как у любого другого оборудования, у него есть срок эксплуатации. В настоящее время встал вопрос о выводе из эксплуатации реакторов типа РБМК-1000 Ленинградской АЭС. Один из основных конструкционных материалов этих реакторов – графит, из которого состоит графитовая кладка, формирующая активную зону. Графит в ходе работы реактора становится радиоактивным, графитовую кладку предстоит демонтировать. Чтобы этот процесс был безопасным, необходимо сортировать демонтируемые конструкции. Именно эта задача привлекла исследователей.
Команда работает над проектом уже второй год, автор проектной задачи предприятие госкорпорации «Росатом». Разработанное в рамках работы над проектом приложение было успешно протестировано на расчётных данных об активности различных графитовых блоков. В марте участники команды защитили проект на всероссийском конкурсе научных работ школьников «Юниор» на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (один из опорных вузов «Росатома»), а в мае – успешно представили результаты своей работы на итоговой конференции участников пятого сезона программы «Сириус. Лето».
«В приложение вносятся данные об активности всех графитовых блоков реактора РБМК-1000, после чего программа визуализирует загруженные данные и рассчитывает оптимальную сортировку блоков для достижения равномерной активности в специальных контейнерах для радиоактивных отходов. Это позволяет более точно рассчитать количество необходимых для утилизации контейнеров и сократить затраты на утилизацию», – рассказал наставник проекта, студент 5 курса Уральского федерального университета по специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» Дмитрий Касков.