Корабелы Балтийского завода ОСК совместно с представителями подрядных организаций погрузили баки металловодной защиты (МВЗ) на строящийся атомный ледокол "Ленинград" проекта 22220. Об этом сообщили в пресс-службе верфи.
Оба бака МВЗ установлены на штатные места по левому и правому борту судна. Операция по погрузке баков проводилась при помощи модульной такелажной подъемной системы.
На Балтзаводе также отмечают, что баки МВЗ изготовлены специалистами цеха спецэнергетики предприятия. Они являются одной из составных частей фундаментов для реакторных установок ледокола и предназначены для защиты окружающей среды и экипажа от проникающего ионизирующего излучения активных зон реакторов.
«Баки металловодной защиты – неотъемлемая и жизненно важная часть биологической защиты атомного ледокола. Это сложный инженерный барьер, который гарантирует, что уровень радиации за пределами реакторного отсека будет безопасным для людей и окружающей среды, – отметил генеральный директор АО "Балтийский завод" Александр Коновалов, – установка баков МВЗ является важным этапом строительства ледокола. После этого на "Ленинграде" начнется формирование корпуса реакторного отсека и блоков защитных оболочек реакторов».
Баки МВЗ имеют высокую прочность. Внутри находятся стальные плиты, образующие множество каналов и полостей. Эти полости полностью заполняются химически очищенной и деаэрированной водой. Стальные элементы служат основным поглощающим экраном, а вода между ними эффективно замедляет нейтроны. Такая слоистая структура (металл-вода-металл-вода) обеспечивает максимальную эффективность защиты при минимальных габаритах и весе.
Помимо основной функции баки МВЗ обеспечивают теплоотведение от реакторов. Уровень и чистота воды в баках постоянно контролируются. Падение уровня воды или изменение ее состава может служить сигналом о неисправности и автоматически регистрируется системами контроля радиационной обстановки.
Напомним, строительство серии универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (разработчик – ЦКБ "Айсберг") ведется на Балтийском заводе ОСК по заказу ФГУП "Атомфлот" госкорпорации "Росатом". В настоящее время заказчику переданы четыре атомохода: "Арктика", "Сибирь", "Урал" и "Якутия". На разных этапах постройки находятся еще три ледокола: "Чукотка", "Ленинград" и "Сталинград".
Закладка ледокола "Ленинград" состоялась 26 января 2024 года.