Милитаризация Европы постепенно набирает обороты. При этом европейские военные круги делают ставку не только на ракетостроение и авиацию, где у них исторически сохраняются существенные преимущества, но и на глубокую модернизацию флота. Речь идёт о возобновлении программы строительства атомных авианосцев, считающихся сегодня главной ударной силой на море.
Двадцать пятого сентября 2025 года на верфи Naval Group в Шербуре началась сварка защитного кожуха, в котором разместятся два ядерных реактора K22 нового авианосца PA-NG (Porte-Avions Nouvelle Génération). Работы проводятся под руководством Генерального директората вооружений совместно с компанией TechnicAtome и Комитетом по атомной энергии (CEA), отвечающим за ядерные системы. Положено начало работе по созданию новейшего авианосца.
«Насущные мировые проблемы требуют немедленного внедрения смелых инноваций и новых возможностей. Наступает новая эра, которая обусловит появление устойчивых, открытых и масштабируемых боевых систем, отвечающих потребностям ВМС Франции», — отмечено на сайте Naval Group.
Реакторы K22, каждый из которых рассчитан приблизительно на 225 мегаватт тепловой мощности, предназначены для эксплуатации авианосцев большой продолжительности плавания и поддержки работы их электромагнитных катапульт. Общие графики программы нацелены на начало строительства в конце 2025 года и ввод корабля в эксплуатацию около 2038 года.
K22 представляет собой водо-водяной реактор на лёгкой воде в качестве теплоносителя и замедлителя, разработанный TechnicAtome в начале 2020-х годов. Каждый блок обеспечивает около 225 мегаватт тепловой мощности, что примерно на 50% больше, чем у реакторов K15, используемый на единственном французском атомном авианосце Charles de Gaulle («Шарль де Голль»).
Реакторная установка K22 обеспечивает кораблю постоянную скорость 27 узлов и запас времени эксплуатации, равный десяти годам между дозаправками ядерного топлива. Её компактная конфигурация объединяет реактор и генератор в усиленном металлическом корпусе, устойчивом к ударам и внешним воздействиям.
Производство основных компонентов осуществляется совместно компаниями Framatome в Ле-Крезо и Naval Group в Нант-Эндре. Силовая установка нового поколения консолидирует опыт Франции в области военно-морской ядерной энергетики, обеспечивая при этом энергетический запас, необходимый для электромагнитных катапульт и будущих боевых самолётов.
Каждый металлический корпус для установки K22 имеет высоту около 14 метров, диаметр 13 метров и вес около 1300 тонн. Это делает их одними из самых крупных специализированных узлов, когда-либо произведённых для французского военно-морского флота. В отличие от подводных лодок, чьи прочные корпуса обеспечивают сопоставимые функции, для авианосца требуются отдельные корпуса, которые будут интегрированы с машинными отделениями, а затем вставлены в корпус. Руководство программы отмечает, что поколение K22 обновит широкий спектр французских компетенций в области проектирования и производства ядерных энергетических установок, расширяя опыт, накопленный на реакторах K15, используемых на «Шарле де Голле» и подводных лодках.
Изготовление начинается с днища корпуса, где концентрируются самые сложные операции по формовке листов и сварке.
Начало производства последовало за заказом на сумму 600 миллионов евро, о котором объявлено 26 апреля 2024 года. Компания Framatome планирует изготавливать компоненты реакторного отделения в течение пяти лет в Ле-Крезо и поставлять их на производственные площадки Naval Group в Нант-Эндре и Шербуре для изготовления и сборки.
Планирование производственного процесса сосредоточено на сборке ядерного блока в Сен-Назере из компонентов, доставленных из Нант-Эндра и Шербура, с последующим соединением оставшейся части корпуса вокруг данного блока с инфраструктурой судна.
Текущее планирование предусматривает сжатый период сборки блоков на стапеле, спуск на воду и оснащение у причала перед передачей в Тулон примерно в середине 2035 года. Перед заправкой топливом программа оценивает ограниченные испытания платформы, в том числе в море, с использованием временных дизель-генераторов для питания электросети и гребных двигателей судна, что может обеспечить самостоятельный переход корабля в Средиземное море под эскортом.
Уточнённые в ходе детальных исследований характеристики проекта указывают на приблизительное водоизмещение авианосца в 78 000 тонн, общую длину около 310 метров и максимальную ширину полётной палубы около 85 метров.
Планируется, что PA-NG будет использовать катапульты EMALS и спасательное устройство AAG, приводя архитектуру запуска и посадки в соответствие с практикой американских авианосцев класса Gerald R. Ford, а не с трамплинной конфигурацией, используемой на британском авианосце Queen Elizabeth и советских тяжёлых авианесущих крейсерах.
План авиакрыла строится на основе истребителей Rafale M и самолётов ДРЛО E-2D Hawkeye. Самолёты будут поддерживаться радаром Sea Fire с фиксированной панелью, вертикально запускаемыми зенитными ракетами Aster и дистанционно управляемой артиллерией ближнего радиуса действия. Такие особенности направлены на поддержание более высоких показателей вылетов в условиях самых разнообразных военных угроз.
Расположение лётной палубы и рубки-острова предусматривает размещение авиакрыла в кормовой части корабля, а двух самолётных подъёмников — перед ним, что позволяет оптимизировать движение по палубе при одновременных взлёте и посадке. Предусмотрена возможность установки третьей передней дорожки катапульт EMALS в дополнение к двум базовым экземплярам для увеличения пусковой мощности и резервирования.
Увеличенные масштабы палубы и ангара рассчитаны на поддержку большего количества коротких миссий, использование и координацию беспилотных аппаратов, одновременное патрулирование воздушного пространства, нанесение ударов и защиту флота.
Численность экипажа планируется сохранить близкой к «Шарлю де Голлю», несмотря на увеличение размеров корабля. Это около 2000 человек с учётом авиакрыла, обслуживающего персонала и специалистов.
PA-NG продолжает французскую катапультную линию, реализованную на «Шарле де Голле», но при этом приближается к системе электромагнитного старта и посадки, впервые реализованной на американских авианосцах типа Ford.
Выбрав систему EMALS и AAG вместо трамплина и системы STOBAR, как на некоторых обычных авианосцах, Франция сохраняет возможности дальнего радиолокационного обнаружения и более мощных ударных устройств с фиксированным крылом, которые остаются ключевыми в доктрине авианосцев открытого моря.