В Москве на ВДНХ в рамках Всероссийского кадрового форума состоялась панельная дискуссия «Русские инженерные школы: кадровый аспект энергостратегии». Представители органов власти, энергетических компаний, вузов и школ обсудили будущее инженерного образования и меры по подготовке нового поколения кадров для топливно-энергетического комплекса России.
Первым к участникам дискуссии обратился заместитель Министра энергетики Российской Федерации Эдуард Шереметцев, представив проект Минэнерго «Энергоклассы», направленный на привлечение в отрасль 300 тысяч молодых специалистов к 2030 году.
«Сейчас в энергетический отрасли заняты порядка 2,8 млн человек, и по самым скромным подсчетам к 2030 году нам необходимо привлечь еще около 300 тыс. человек. Мы видим тенденцию, что профессии энергетического комплекса становятся все более популярными у молодежи, но при этом отмечаем, что всего лишь около 30% выпускников идет работать по полученной инженерной специальности. Поэтому нужно создать экосистему, где каждый школьник или студент должен мечтать стать инженером будущего. И одним из действенных инструментов является ранняя профориентация. Совместно с заинтересованными работодателями мы уже начали создавать систему инженерных классов в школах. Сейчас их действует уже порядка 500, а к 2030 году их число превысить 600».
Ключевой вызов отрасли сформулировал модератор дискуссии — директор Фонда «Надежная смена», основатель Международного инженерного чемпионата CASE-IN Артем Королев:
«Нужны не просто квалифицированные специалисты, а сильные, творческие, инициативные профессионалы, способные к технологическим прорывам, ответственным управленческим решениям и укреплению технологического суверенитета страны. Особую роль в этом процессе играют российские инженерные школы, которые могут и должны стать фундаментом подготовки таких кадров».
Участникам были представлены данные исследования фонда «Надежная смена». Школьники, студенты, молодые специалисты, преподаватели вузов и учителя школ оценили привлекательность инженерных профессий и существующую систему образования и подготовки кадров.Исследование среди студентов показало, что более 80% считают карьеру в энергетике привлекательной. Большинство положительно оценивают обучение и участие в практико-ориентированных проектах, однако 12,5% отметили нехватку преподавателей-практиков, что стало одной из ключевых тем дискуссии.
Член Правления, директор по персоналу АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Байрта Первеева рассказала, как в компании выстроена работа с будущими специалистами.
«Необходимые практические навыки и знание нормативной документации студенты могут получить только непосредственно у работодателя. В Системном операторе это реализуется через интеграцию с вузами. Сегодня у нас 27 вузов-партнеров по всей стране, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве и ежегодно реализуются планы совместных мероприятий. Студенты проходят в компании производственную и преддипломную практику: с ними работают назначенные кураторы, они знакомятся со спецификой деятельности предприятия и готовят выпускные квалификационные работы на основе актуальных задач Системного оператора.
Кроме того, у нас есть три опорных вуза, где магистранты обучаются по специализированным программам, разработанным под запросы компании. Их особенность в том, что занятия ведут не только преподаватели, но и работники Системного оператора. На время обучения мы принимаем студентов на должности специалистов-стажеров: они работают в службах технологического блока и блока информационных технологий, совмещают теорию с практикой, изучают бизнес-процессы и специфику отрасли изнутри. В результате выпускники этих программ приходят к нам уже квалифицированными специалистами, глубоко погруженными в профессию и деятельность компании».
По словам Начальника управления подбора и развития персонала АК «АЛРОСА» (ПАО) Наталии Петуховой, компания АЛРОСА не только регулярно участвует в Международном инженерном чемпионате CASE-IN и других крупных федеральных проектах, где ищет талантливых молодых специалистов, но и развивает собственную систему подготовки кадров.
«В компании работает комплексная система профориентации, которая включает в себя многие проекты, например, Олимпиады, профильные дни в летних детских лагерях, «Техномодуль АЛРОСА», «ПрофиClub», АЛРОСА-классы. 90% выпускников корпоративных классов поступают в профильные вузы-партнеры, проходят стажировки в АЛРОСА, а затем приходят к нам на работу. На старте карьеры молодые специалисты включаются в проектную деятельность и при поддержке наставников из числа топ-менеджеров реализуют собственные инициативы. Достижения молодых специалистов собираются на цифровой платформе АЛРОСА.Force, для лидеров рейтинга реализуется индивидуальный план развития».
Молодые специалисты, участвовавшие в исследовании, сообщили, что им не хватает помощи наставников, практических навыков работы с оборудованием, цифровых компетенций и soft-skills. Они выделили пять ключевых проблем: дефицит практикующих преподавателей, короткие стажировки, недостаток реальных кейсов, слабое развитие soft-skills и цифровой подготовки.
Начальник отдела развития персонала ООО «Газпром энергохолдинг» Николай Цветков акцентировал необходимость усиления прикладного обучения:
«Преподавателей-практиков, имеющих педагогический опыт и работающих в компаниях сегодня немного, единицы. Но они особенно сегодня востребованы и на производстве. Считаю, что необходимо увеличивать долю практики, стажировки для преподавателей вузов. В нашей компании, например, действует ежегодная программа стажировок для преподавателей: сейчас к ней в основном присоединяются опорные вузы ПАО «Газпром», но мы будем рады видеть и представителей всех энергетических университетов. Помимо этого, важно увеличивать НИОКР в вузах, вовлекать в их реализацию молодых преподавателей. Один из самых эффективных подходов, на мой взгляд, — создание в университетах центров компетенций промышленных партнеров. Такие центры позволяют компаниям формулировать и решать конкретные отраслевые задачи, а студентам и преподавателям совместно искать решения, развивая при этом необходимые практические навыки».
63% преподавателей вузов указали на недостаточную фундаментальную подготовку абитуриентов, 37% — на слабую развитость партнерства с промышленностью.
Временно исполняющий обязанности ректора, первый проректор НИУ «МЭИ» Владимир Замолодчиков подчеркнул высокий потенциал отрасли:
«Энергетика как профессия — вне конкуренции и востребована всегда, и этим она привлекает молодежь, для которой важна профессиональная самореализация. Для нас очень важно, начиная с первого курса, сохранить у студентов интерес к будущей профессии, и это достигается благодаря сотрудничеству с компаниями энергетической отрасли и их проектам, нацеленным на более глубокую профессионализацию наших студентов.
Кроме этого, отрасли нужны лидеры, а нам в МЭИ нужен образец для подражания. Поэтому у нас сформирована линейка образовательных программ «Эталон», в рамках которой мы готовим лидеров: даем им повышенную фундаментальную подготовку и так называемые soft-skills. Процент поступления в аспирантуру выпускников этой линейки в 5 раз выше, чем в целом по университету».
Среди школьников — самых юных участников исследования — интерес к энергетике также высок: 44% считают профессию привлекательной, 70% — престижной и современной. 45% знакомы с инженерными кружками CASE-IN, 25% хотели бы в них участвовать.
Директор московской школы №1317 Венера Глебова отметила важность популяризации профильной математики:
«Отказ от инженерных профессий во многом обусловлен тем, что старшеклассники боятся сдавать профильную математику, это самый сложный экзамен для наших выпускников, - пояснила Венера Глебова. - В целом, изучение точных наук – большая проблема, для решения которых разработаны несколько программ. Так, в системе столичного образования в этом году в начальной школе стартовал проект «Занимательная математика для юных москвичей», уже действуют классы Математической вертикали, в средней школе для 10-11 классов - Предпрофессиональные классы, в том числе Инженерные классы и ИТ классы в московской школе, в системе дополнительного образования - образовательные кружки CASE-IN. Данные инициативы знакомят ребят с инженерными профессиями, помогают им сформировать математическое и аналитическое мышление».
По результатам панельной дискуссии сформированы предложения по укреплению российских инженерных школ и повышению качества подготовки специалистов для ТЭК.
Артем Королев резюмировал итоги встречи: «Дискуссия позволила объединить экспертизу и практический опыт участников и стала шагом к созданию условий для формирования действительно сильного поколения инженеров, которые обеспечат технологический суверенитет и устойчивое развитие ТЭК России».
