В 2025 году радиофармпрепарат ¹⁷⁷Lu DOTA-TATE начали применять в системе Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России для лечения пациентов с нейроэндокринными опухолями.
Российский ¹⁷⁷Lu DOTA-TATE — один из ряда препаратов таргетной (адресной, целевой) терапии. «Традиционные методы, в частности химио- и лучевая терапия, не всегда эффективны в лечении таких онкозаболеваний: высок риск нежелательных побочных эффектов. А хирургическое вмешательство на поздних стадиях, когда болезнь уже метастазировала, невозможно», — поясняет актуальность использования лютеция‑177 начальник центра ядерной медицины Федерального научно-клинического центра медицинской радиологии и онкологии ФМБА Петр Сычев.
DOTA-TATE — аббревиатуры названий пептидов. «Препарат состоит из действующего вещества и «перевозчика», задача которого — направить лютеций‑177 точно в цель. Это позволяет применять лекарство максимально эффективно, без вреда для организма в целом», — говорит Петр Сычев. DOTA — сокращение химического названия молекулы-упаковки, хелатора, который не дает атому радиоактивного лютеция свободно перемещаться по организму. «Штурманом» выступает пептид тирозин‑3‑октреотат, аналог природного гормона соматостатина. Улавливающие его рецепторы в большом количестве располагаются на внешней мембране клеток нейроэндокринных опухолей. ¹⁷⁷Lu DOTA-TATE связывается с этими рецепторами, клетка поглощает его. Радиоактивный лютеций попадает в опухоль и начинает ее разрушать.
Лютеций‑177 получают в результате облучения мишени из иттербия‑176 или лютеция‑176. Для центра ядерной медицины изотоп нарабатывают в НИИ атомных реакторов на исследовательском реакторе СМ‑3. После облучения мишень подвергают радиохимической переработке: с помощью ионного обмена выделяют хлорид лютеция‑177 — так снижают содержание примесных веществ, чтобы препарат был безопасным и более эффективным. После сухие соли растворяют в разбавленной соляной кислоте и отправляют в медицинские учреждения.
В России получить лечение ¹⁷⁷Lu DOTA-TATE можно в восьми медицинских организациях, государственных и частных. Такая терапия заключается в использовании открытых источников излучения, применять их может далеко не каждая клиника.
«Клиника должна соответствовать строгим требованиям радиационной безопасности, иметь специализированное отделение — например, радиоизотопную лабораторию или отделение радионуклидной терапии, соблюдать правила обращения с радиоактивными веществами и защиты пациентов и персонала», — подчеркивает Петр Сычев.
Введение ¹⁷⁷Lu DOTA-TATE — стандартная процедура таргетной радионуклидной терапии. Пациента помещают в специализированное отделение, оценивают функции почек, печени и показатели крови.
За 60 минут до введения препарата врачи начинают внутривенное вливание раствора аминокислот (лизина и аргинина), чтобы снизить радиационную нагрузку на почки. За 30 минут до основной инфузии для предупреждения возможной тошноты пациенту вводят противорвотное (антиэметик) ондансетрон. Инфузия продолжается при введении ¹⁷⁷Lu DOTA-TATE и еще около трех часов после (суммарно до пяти часов). Пациент все время находится в изолированной палате под наблюдением медперсонала.
«Побочных эффектов и нежелательных явлений при введении препарата не наблюдалось, — рассказывает Петр Сычев. — Врачи отделения радионуклидной терапии отмечают удовлетворительное самочувствие пациентов, после инъекции жалоб на недомогания не поступило. Все пациенты находятся под строгим динамическим наблюдением лечащих врачей».
Центр ядерной медицины открылся в Димитровграде в 2021 году. Основные направления деятельности — радионуклидная диагностика (позитронно-эмиссионная томография, однофотонная эмиссионная компьютерная томография), радионуклидная терапия, в том числе лечение неоперабельных форм рака, и производство радиофармпрепаратов для диагностики и лечения.






