После ряда отсрочек, вызванных пандемией короновируса и многочисленными техническими проблемами, организация IRID и компании GE Hitachi и ТЕРСО, наконец, провели инспекцию 1-го реактора. Погружные роботы прошли по нижнему уровню конструкции защитной оболочки реактора и осмотрели примерно половину площади.
Возле отверстия, в которое вошли роботы, находится слой галькоподобных обломков, однотипных с обломками, найденными при осмотре 2-го реактора.
Основание цоколя реактора почти полностью исчезло.
Фото выше показывает стену бетонного цоколя слева от входа в помещение цоколя. Справа видно, что бетон выгорел на высоту 1 м, оставив только металлические стержни арматуры. Ниже виден слой спекшихся обломков. ТЕРСО сообщает, что они не могут различить, где в этом слое находится расплавившееся топливо, где топливо, спекшееся с конструкциями реактора, а где остатки бетонных конструкций.
Фото выше показывает место, где еще остался бетон. Неясно, почему арматура осталась там, где бетон выгорел или расплавился.
На фото выше видна груда расплава высотой около 1 метра. Наличие обвалившихся сверху кусков бетона вызывает опасение в устойчивости цоколя и корпуса реактора.
Этот снимок показывает газоотражатель, находящийся выше нисходящего газопровода для торовидной камеры снижения давления. Данный участок не имеет дополнительной защиты, поэтому он был предметом опасений, что по этому пути расплавленное топливо могло вытечь за пределы герметизирующей оболочки.
На фото выше - один из газоотражателей. Виден затвердевший расплав обломочного материала. Похоже, что это расплавленное топливо, так как на нем не видно обломков бетона. Гладкая поверхность расплава указывает на то, что, достигнув этого участка, расплавленный мусор остыл.
Фото выше показывает второй газоотражатель возле входной двери. Также видны слои расплава. Во время фазы плавления урановых стержней появилось большое количество газов, которые при застывании топлива создали эти слои.
Расплав возле газоотражателя крупным планом. Расплав застыл и потрескался. На застывшем расплаве в других реакторах "Фукусимы" трещин не наблюдалось.
Эта инспекция обнаружила, что произошло масштабное и внезапное расплавление активной зоны и разрушение сосуда реактора. Значительны и степень разрушения, и количество расплавленных отходов, наряду с утечкой радиоактивного расплава из несущей конструкции гермооболочки.