29 марта на российские экраны выходит первая киноработа известного театрального режиссера Василия Бархатова — фильм "Атомный Иван". Событие это обратило на себя внимание в первую очередь в среде театралов, для которых Бархатов — постановщик амбициозных проектов для Мариинского (опера Родиона Щедрина "Мертвые души" и Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана") и Большого театров (оперетта Иоганна Штрауса "Летучая мышь"). Тем не менее к кино молодой режиссер присматривался уже давно, а свой первый фильм решил посвятить атомной теме.
Со времен СССР о физиках в кино забыли, да и ореол романтичности этой профессии растворился после событий на Чернобыльской АЭС. Василий Бархатов, с детства неровно дышащий к атомным станциям, взялся за столь щекотливую тему в совершенно новом ракурсе. Комедия о физиках-ядерщиках настоящим ученым может показаться бредом, но, по иронии судьбы, фильм был снят именно благодаря поддержке главного энергетического предприятия страны — госкорпорации "Росатом". "Атомный Иван" — первый в истории российского кино художественный фильм, который было разрешено снимать на функционирующих атомных станциях — Ленинградской и Калининской", — с гордостью говорит режиссер.
Главную роль молодого ученого Вани в фильме сыграл Григорий Добрыгин, известный по картине "Как я провел этим летом". Ваня — талантливый физик и непутевый человек. На атомной станции он работает не из-за любви к науке, а из-за своей бывшей однокурсницы, в которую влюблен до беспамятства. Таня (Юлия Снигирь), наоборот, в первую очередь думает о работе. Однажды Таня решает разорвать отношения, потому что не видит в инфантильном и легкомысленном Ване надежного спутника жизни. Но неожиданные события, случившиеся в "атомном" городке, все ставят на свои места: героям удается обрести и настоящее призвание, и настоящую любовь.
Предупреждая возможную критику, Бархатов говорит, что ни в коем случае не хотел сделать фильм насмешкой. Скорее наоборот — для него это та допустимая форма обращения к серьезной теме, которая позволяет непосвященному человеку высказаться без риска сказать глупость. И именно жанр комедии позволил ему коснуться вещей, которые в силу последних событий были нежелательной темой для разговора.
История про любовь и мирный атом стала попыткой режиссера примирить два полярных мнения — идеализацию образа ученого и, наоборот, приравнивание атомной физики к роду смертельно опасных явлений. Поэтому в фильме и возникают отсылки к фильму Михаила Рома "Девять дней одного года" и косвенно упоминаются события на Чернобыльской АЭС, которые режиссер не хочет обходить стороной, но уже смотрит в будущее. А оно для человека всегда полно оптимизма.