Строительство АЭС в очень сейсмоопасных зонах должно быть ограничено во всем мире. Об этом заявил Дмитрий Медведев в своем блоге.
Новое видеообращение президента длится семь минут и посвящено развитию атомной энергетики в мире.
- Все мы напряженно следим за тем, как идет ликвидация последствий землетрясения и цунами на атомной станции "Фукусима-1", - отметил в самом начале Дмитрий Медведев. - То, что там произошло, активизировало споры о развитии атомной энергетики во всем мире. Высказываются очень разные мнения о том, может ли вообще атомная энергетика быть безопасной.
Медведев уверен, что может. Разумеется, "при условии соблюдения правил как во время проектирования, так и во время строительства и последующей эксплуатации станций". "Эти правила, эти стандарты должны быть едиными для всех", - считает глава государства. Поэтому одно из его предложений - проанализировать российское и международное законодательство в этой сфере, которое "точно нужно совершенствовать".
- Вероятно, нужны дополнительные требования, ну и соответственно ограничения, к строительству атомных станций в сейсмически опасных зонах, - пояснил Медведев. - Здесь, очевидно, должны быть общие международные требования, особенно там, где возможны очень мощные землетрясения и последующие цунами.
Российские стандарты атомной энергетики президент похвалил (за их максимальную жесткость) и высказал мнение, что они могут быть полезны для всех. Например, норма, которая запрещает строительство атомных станций там, где может произойти максимально сильное расчетное, восьмибалльное, землетрясение, в России существует, а во многих других странах - нет. "Нужно, по всей вероятности, закрепить его (этот норматив. - "Известия") на международном уровне", - сказал Медведев.
Говоря о дальнейшем развитии атомной энергетики, он отметил, что "нужно не столько продлевать ресурс уже существующих станций, сколько сооружать новые энергоблоки". "Но сооружать с максимальными барьерами защиты", - подчеркнул президент, заверив, что новые российские энергоблоки надежны. По его словам, наши атомщики готовы нести ответственность за построенные нами станции не только на территории России, но и в других странах, где у нас есть такие контракты.
Кроме того, Россия как признанный лидер в области создания реакторов считает перспективными реакторы на так называемых быстрых нейтронах, отметил Медведев (для них не требуется обогащение урана). "Конечно, это в целом расширяет доступ к мирному атому для многих стран, которые этого добиваются", - сказал президент. При этом работу АЭС нужно ставить под эффективный контроль.
- Авария на "Фукусиме" заставляет нас задуматься и о расширении полномочий международных организаций, которые отвечают за безопасность в атомной энергетике, - сказал Медведев. - Это должны быть реальные полномочия, которые будут вытекать из обстановки и позволять решать задачи, возложенные на эти международные организации. Причем нужно соблюдать принципы информационной открытости и абсолютной прозрачности.
Медведев также считает, что МАГАТЭ должна дать рекомендации операторам атомных станций о замере уровня радиации и информировании о нем населения. "Уровень радиации и сейчас, и в будущем должен замеряться в автоматическом режиме и должен постоянно сообщаться на тех или иных информационных сайтах, то есть присутствовать в онлайне", - сказал президент.
Альтернативы атому в Европе нет
Ни в России, ни в Евросоюзе альтернативы ядерной энергетике не существует. Тема стала одной из главных во время визита спикера Совета федерации Сергея Миронова в Брюссель. Бельгийские парламентарии признали, что прогресса в развитии природных источников энергии нет.
На встрече со своими коллегами в бельгийском парламенте Миронов отметил, что "почти во всех странах мира сейчас идет дискуссия о том, можно ли обойтись без атомной энергетики, а если нет, то что делать с АЭС". "В России убеждены, что альтернативы атомной энергетике сегодня реально нет, и нужно сосредоточиться на прозрачности в вопросах безопасности любой станции, где бы она ни находилась", - заявил спикер Совфеда.
Председатель сената Бельгии Данни Питерс признал, что снизить зависимость от ядерной энергетики не удалось и в Европе. Все 143 своих АЭС здесь, напомним, подвергнут стресс-тестам (проверят на сейсмоустойчивость, надежность систем охлаждения реакторов, радиационной защиты и так далее). Европейские политики в один голос говорят о том, что те станции, которые тесты не пройдут, будут закрыты. Однако то, что ЕС еще долго будет питаться от АЭС, очевидно.
- Множество стран Европы зависят от ядерной энергетики и не могут порвать с ней одним махом, - признал спикер сената Бельгии Данни Питерс, отвечая на вопрос "Известий". - Уже ведется работа для того, чтобы снизить зависимость от ядерной энергии, но серьезного прогресса еще не достигнуто. Конечно, надо решать вопрос использования естественных сил природы и возможного перехода на природные источники энергии. Но это, к сожалению, длительный процесс.