После известных проблем на реакторе Фукусима в Японии, большая часть общественности, по понятным причинам, снова начала скептически рассматривать идею атомных электростанций. Но только не Билл Гейтс.
Выступая на бизнес-конференции Wired в Нью-Йорке, он начал говорить о преимуществах «атома», в частности — построении реакторов следующего поколения. Как говорит он сам: «Последствия преувеличены». «Если вы сравните количество жертв от утечки ядерных отходов с тем, сколько человек умирает от каждого киловатт-часа угольной электростанции, вы поймете, что разница колоссальна». Несмотря на это, он соглашается с тем, что когда происходит какая-то серьезная катастрофа, последствия которые несет атом, куда более серьезны. «Уголь убивает меньшее количество людей за один раз — и поэтому так нравится политикам».
Реплики Билла Гейтса в этом разрезе интересны прежде всего тем, что его слова не расходятся с делом, а если быть совсем точным — то с кошельком. Сегодня, когда Гейтс вовлечен в инвестиции, он и его друг Натан Мирхвольд (Nathan Myrhvold) плотно занимаются стартапом Terrapower – как раз тем, что и обещает вывести принципы построения атомных реакторов на качественно новый уровень, где отходы производства будут измеряться тысячными долями, по-сравнению с тем, сколько их производит сегодня средняя атомная электростанция.
Это не говоря о том, что существуют еще десятки, если не сотни, компаний, получивших деньги Гейтса. Все они занимаются энергетикой, в популярных сегодня областях, начиная от солнечных батарей, и заканчивая биотопливом.
«Уровень IQ людей, работающих сегодня в энергетике и инструменты, которыми они обладают, просто не сравнимы с тем, что были 20 лет назад. И тем не менее — мы не можем предположить, где именно произойдет прорыв».
Солнце и ветер, обладают большим потенциалом, но к сожалению слишком непостоянны. Это и есть та причина, по которой Гейтс столь заинтересован в отношении ядерной энергетики. Вполне обоснованно он заявляет, что «прогресс в энергии необходим для нормального функционирования экономики и ее поступательного движения». Добавляя в шутку, Гейтс говорит, что у атома сегодня есть только три проблемы: «Это дорого, это сложно, и вы можете в любой момент уничтожить планету. В остальном все ок».
Цена — это ключевой момент, в котором новые типы топлива могут соперничать с уже существующими. «Мы становимся небрежными на Западе» — говорит Гейтс, «потому что мы можем заплатить чуть больше за солнечную или ветряную энергию. Но для того чтобы достичь настоящего эффекта, стоимость этой энергии должна быть сравнима с ценой на углеводороды. Энергия покупается там, где на ней построена экономика (что, кстати, не так очевидно, но очень логично), и мы должны помочь всему остальному миру получать энергию по разумной цене».
Как насчет идеи домов с "умными" электросетями, где каждая крыша генерирует столько электричества, сколько нужно людям, живущим в ней и отдает излишки в сеть? «Это красивая идея» — комментирует Гейтс, «но этого никогда не произойдет». Большие электростанции, типа солнечных полей в пустыне, необходимы. «Если вы хотите красоты и элегантности — лезьте на крышу дома, если вы хотите чтобы солнечная энергия стала решением энергетической проблемы — идите в пустыню».