Быть первыми непросто. Тем более, в таком сложном деле, как вывод из эксплуатации ядерных объектов, да еще построенных десятилетия назад, когда о том, что делать по окончании их работы, никто и не думал
На прошедшей неделе на Сибирском химическом комбинате работала комиссия Госкорпорации «Росатом» во главе с директором Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Олегом Крюковым.
Нагрузиться проблемами
- Для нас СХК — это объект, на котором есть много проблем так называемого «наследия». Знакомство практически со всеми технологическими переделами дало мне лично более яркое представление о том, какие сложности стоят перед комбинатом по этой тематике, — говорит Олег Васильевич. — Кроме того, по итогам нашей работы будет подписан протокол, где те проблемы, которые освещались уважаемыми директорами заводов, найдут свое отражение. Потому что формируются различные целевые программы, через которые мы сможем свои задачи решать, и необходимо включить работы комбината в эти программы.
Второй момент. Я считаю, мы на комбинате увидели достаточно оригинальные решения по обращению с жидкими радиоактивными отходами, с твердыми РАО. Я увидел четкую, плановую работу в этом направлении.
Если коротко говорить о цели визита, то моя цель была проста: «нагрузиться» вашими проблемами, чтобы их решать.
ОДЦ как первая ласточка
- На базе Опытно-демонстрационного центра мы хотим создать достаточно мощное подразделение, которое способно будет тот опыт, который наработает на первом выводе из эксплуатации, передавать другим. Для СХК, для ОДЦ, который практически уже самостоятельное подразделение, — это большая перспективная работа, естественно, мы рассчитываем, что Центр будет конкурентоспособен на рынке этих услуг.
- Олег Васильевич, что понравилось, что, может быть, вызвало вопросы?
— Больших вопросов нет. Люди ведь занимаются этим впервые. Могу отметить, что пройден достаточно большой путь: идеи и технические решения по утилизации реакторов уже оконтуренные и ясные.
Второе, что бы я отметил и что мне было приятно. Здесь не ставится цель просто утилизировать реактор любой ценой. Есть цели — пусть не очень крупные, но уже коммерческие. Хорошие идеи реализованы: установка по разрушению бетона, переработка кабеля, установка по очистке алюминия. То есть уже разрабатываются определенные установки, которые будут выдавать некий вторичный товар, который создаст коммерческое преимущество ОДЦ.
- А вообще ОДЦ может много зарабатывать? Или такой задачи нет?
— Такая задача есть всегда. Если ваш Центр будет развивать инженерные решения, будет обладать уникальными технологиями и установками по переработке РАО, по утилизации материалов, в том числе строительных и т. д., то, конечно, есть хорошие возможности зарабатывать.
Дело в том, что вообще потребность в таких сложных работах, как вывод из эксплуатации радиационно опасных объектов, существует в отрасли. Да и в мире очень большой объем работ. Поэтому если ОДЦ реакторного завода сможет предложить какие-то лучшие условия, чем другие организации, то они очень даже могут много зарабатывать.
Одна из целей Дирекции по ядерной радиационной безопасности — реализация стратегической инициативы Госкорпорации по лидерству в области ядерного бэкенда (заключительной стадии жизненного цикла ядерного объекта). И у нас как раз первая ласточка, первая организация, которая профессионально будет заниматься выводом из эксплуатации реакторов данного типа.
Какого цвета площадка
— В деле вывода из эксплуатации ядерных объектов есть такие понятия, как «зеленая площадка», «коричневая площадка». До какого уровня дойдем?
— Конечно, до «зеленой площадки» вряд ли реально. Мы со специалистами уже оценили ситуацию, это все-таки будет контролируемое захоронение.
— «Зеленая площадка» понятие, скорее, для новых объектов?
— Да, новые реакторы сегодня не проектируются без последующей утилизации. Естественно, это является конкурентным преимуществом, когда заказчик станции или ядерного реактора знает, что с ним будет через 50-60 лет и как он будет утилизирован.
Десятки лет назад никто этого не предусматривал, надо это понимать. Поэтому многие работы здесь будут сложными и уникальными, нужно будет искать свои решения.
Ничего непреодолимого
— Какие сложности Вы видите?
— Сложности, конечно, есть и организационного характера. Сейчас ситуация с юридическим оформлением ОДЦ выходит из своей запутанности.
Другая тема: есть здесь и площади, которые не очень эффективно используются. Но в рамках ТВЭЛ широко применяются программы по оптимизации площадей, ситуация, уверен, будет исправлена.
Но самое главное — есть квалифицированный персонал, есть желание у людей работать. Поэтому, на мой взгляд, никаких непреодолимых трудностей нет.
Задача на засыпку
Сроки, однако, у команды Опытно-демонстрационного центра весьма сжатые. Особенно с учетом того, какого масштаба стоят задачи. Так, уже к 2015-му году должен быть полностью утилизирован не только сам реактор РЗ-5, но и здание. Как говорят специалисты Центра, оставшееся сооружение будет похоже на крышку огромного погреба.
Первая задача — заполнение реакторных пространств глиносодержащими смесями. Звучит просто, а выполнить крайне нелегко.
Сейчас прорабатываются технологии заполнения каналов, а оно должно быть максимальным, с минимумом пустот, чтобы через десятки или сотни лет никакие провалы не образовались. С помощью специального оборудования на РЗ-5 проверяется каждый канал, сотрудники ищут оптимальные пути качественной засыпки. И хотя специалисты говорят, что каждый реактор наверняка будет преподносить свои особые ситуации, тем не менее должна быть проработана тиражируемая технология этой работы. А засыпать придется основательно: только на один реактор потребуется 30 тысяч кубометров глины! Благо, что эта порода, идеально подходящего для наших целей качества, имеется в большом количестве прямо на площадке СХК.