Хотя случившаяся ровно год назад авария на АЭС "Фукусима-1" и не ударила напрямую по российской ядерной отрасли, отечественные энергетики учли уроки этого самого серьезного происшествия за последние четверть века. Представители "Росатома" и "Росэнергоатома" утверждают, что за прошедший год на отечественных АЭС повысились меры безопасности - иногда даже сверх необходимого. За "послефукусимский" год "Росатом" не потерял ни одного заказа на строительство энергоблоков за границей, заявил официальный представитель госкорпорации Сергей Новиков. По его словам, катастрофа в Японии, никак не сказалась на росте "международного портфеля" - в конце прошло года Россия заключила договоры на строительство 21 энергоблока в различных странах, тогда как в конце 2010-го таких заказов было в два раза меньше.
Для того чтобы опровергнуть доводы "зеленых", лоббистов иных источников энергии и других противников "мирного атома", ядерщики апеллируют к статистике.
"Если говорить о мировой атомной энергетике в целом, то данные о строительстве новых ядерных реакторов сейчас такие же, как и в феврале 2011 года, то есть, за месяц до аварии на "Фукусиме-1", - замечает Сергей Новиков. - Тогда в стадии строительства находилось 62 реактора и планировалось 156, сейчас, соответственно, 60 и 163".
"Для нас авария на "Фукусиме-1" не стала событием, которое заставило бы нас изумиться и вдруг обнаружить, что мы не готовы к такого рода событиям, - заявил "МН" представитель концерна "Росэнергоатом" Андрей Тимонов. - Напротив, модернизация российских атомных станций, в том числе в той части, которая касается повышения безопасности, - это постоянный процесс, мы им занимались и до "Фукусимы", занимаемся сейчас, будем заниматься и дальше".
Тем не менее, подчеркивают ядерщики, "Росатом" выделил дополнительно 15 млрд руб. на безопасность отечественных станций. По данным госкорпорации, эти деньги должны пойти на закупку дополнительной техники для обеспечения безопасности действующих АЭС - само оборудование должно быть установлено на станциях не позднее мая этого года. В свою очередь "Ростехнадзор" в своем докладе, совпавшем по времени с годовщиной аварии на японской АЭС, подчеркивает, что стресс-тесты - проверки атомных станций на работу в экстремальных условиях - подтвердили защищенность отечественных АЭС от внешних воздействий.
"После "Фукусимы", безусловно, внимание было приковано к вопросу обеспечения безопасности, - отмечает Андрей Тимонов. - Прошли многочисленные международные проверки, в том числе и с участием экспертов МАГАТЭ". Представитель "Росэнергоатома" утверждает, что стресс-тесты, которым подвергались российские реакторы, проводились, в том числе в расчете на "внешние факторы, которых в наших условиях и быть не может". "Все наши АЭС расположены в сейсмически безопасных зонах, но моделировалась ситуация: вдруг тряхнет так, как в Японии, или же станция попадет под цунами, соизмеримое с тем, под которое попала японская АЭС, хотя наши станции, разумеется, находятся там, где цунами и гипотетически невозможны", - отмечает Тимонов. Стресс-тесты показали максимальную безопасность, в том числе "устойчивость строительных конструкций к смерчу и экстремальным снеговым нагрузкам".
Предполагается, что российские АЭС будут оснащены средствами, которые позволили бы предотвратить те проблемы, с которыми столкнулась "Фукусима-1". Это, во-первых, обесточивание станции (на "Фукусиме", напомним, залило резервный дизель-генератор, что полностью лишило АЭС электричества, и, следовательно, не дало возможности охладить активную зону реактора). Вторая опасность - потеря теплоносителя. По словам Тимонова, за последний год все российские АЭС были оснащены (поставки завершатся весной) дополнительными передвижными резервными дизель-генераторными установками, передвижными насосными станциями и передвижными же мотопомпами. "Это позволит в случае природных катаклизмов, даже самых невероятных, полностью обеспечить станцию водой и электричеством", - объясняет официальный представитель "Росэнергоатома".
"Если кто-либо в любой стране, в любой компании говорит: "Мы все сделали достаточно, у нас все проблемы решены", по моему опыту это первый шаг к аварии", - заметил в беседе с корреспондентом "МН" директор Института проблем безопасности развития атомной энергетики РАН Леонид Большов. По словам ученого, то, что сейчас все наши АЭС удовлетворяют требованиям МАГАТЭ, выработанным после чернобыльской аварии, - это совершенно точно, но на этом останавливаться нельзя. "Фукусима" показала это наглядно, - отмечает Большов. - Японцы так и считали: все послечернобыльские правила соблюдены, значит, ничего произойти не может". Решение вопросов безопасности - это постоянный процесс, подчеркивает директор ИБРАЭ РАН, необходимо учитывать чужие уроки и свои ошибки и все время выискивать слабые места.