Китай разморозил программу строительства новых АЭС, приостановленную после аварии на «Фукусиме-1». Темпы развития мирного атома сохранятся, но расширять программу в Пекине не готовы. Вопрос о допуске к новым проектам зарубежных компаний—лидеров атомной отрасли остается открытым, но Китай впервые объявил о готовности приглашать в атомную энергетику иностранных инвесторов. Условием входа на рынок названо сохранение контроля за китайскими компаниями.
В опубликованной 24 октября новой энергетической политике Китая (энергополитике-2012) фактически снят действовавший более года запрет на утверждение новых проектов по сооружению АЭС (уже запущенные проекты продолжали строиться). КНР реанимировала атомную программу, приостановленную после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года. В документе развитие атомной энергетики признано «безопасным и высокоэффективным путем».
Суммарная мощность действующих китайских АЭС составляет 12,5 ГВт (15 энергоблоков), кроме того, сооружается еще 26 блоков общей мощностью 29,2 ГВт. Но вся выработка АЭС на данный момент — это лишь 1,8% от всей производимой в стране электроэнергии. Тем не менее уже к 2015 году, как утверждается в новой энергополитике Китая, полная мощность атомной энергетики Китая должна достичь 40 ГВт.
Атомный рынок КНР до 2011 года считался одним из самых перспективных. Здесь работала вся большая тройка лидеров мировой атомной отрасли — «Росатом», американская Westinghouse и французская AREVA. Кроме того, Китай и сам обладает технологиями строительства атомных реакторов. Временный запрет на новые проекты АЭС в 2011 году поставил вопрос о том, сохранит ли страна ранее планировавшиеся темпы по наращиванию парка атомных энергоблоков.
После «Фукусимы» Пекин провел проверки безопасности своих АЭС и официально объявил свою атомную энергетику безопасной. В энергополитике страны подчеркнуто, что за последние 20 лет в мирном атоме КНР не было аварий, которые по шкале безопасности соответствовали бы второму уровню или выше (то есть сколько-нибудь серьезных инцидентов). Китайцы считают, что основные операционные характеристики их АЭС выше среднемирового уровня, и говорят о введении в отрасли принципа «сначала безопасность» (safety first).
О каком-либо сокращении атомных планов Китая в самой энергополитике-2012 непосредственно ничего не говорится. Впрочем, Reuters пишет о том, что до японской аварии ожидалось, что Пекин может более чем в два раза увеличить планы по вводам АЭС к 2020 году. Сейчас об этом речи не идет. Более того, Китай окончательно переориентировался на атомные реакторы третьего поколения, которые отличаются от предыдущих версий большими мерами безопасности. До «Фукусимы-1» часто в отрасли выражали опасения, что производители АЭС из КНР могут стать серьезными конкурентами традиционным лидерам, предлагая заказчикам более дешевые АЭС второго поколения (Россия, Франция и США давно не предлагают такие проекты).
Для «Росатома» реанимация Пекином атомной программы формально не создает новых возможностей продвижения на местном рынке. Сейчас госкорпорация, построившая в 2000-х годах два гигаваттных энергоблока на Тяньваньской АЭС, реализует на ней аналогичный проект второй очереди еще на 2 ГВт. Также есть принципиальная договоренность о том, что «Росатом» построит Китаю реактор на быстрых нейтронах, аналогичный БН-800, который сооружается на Белоярской АЭС. По одному активному проекту строительства АЭС в Китае имеют и AREVA с Westinghouse.
Не исключено, что в дальнейшем Пекин в атомной энергетике намерен ориентироваться в большей степени на силы собственных производителей. В энергополитике подчеркивается, что у Китая есть АЭС с «самостоятельно разработанными» реакторами с водой под давлением (поколение реактора не уточняется), а также «выдающиеся прорывы в разработке высокотемпературных реакторов с газовым охлаждением и быстрых реакторов». Правительство КНР включило эти технологии в число направлений, которым обещана господдержка.
Впрочем, у зарубежных атомных компаний может неожиданно появиться новая возможность для работы в Китае. Пекин намерен впервые открыть окно для иностранных инвесторов в энергетике. Согласно энергополитике-2012, правительство Китая готово поддерживать иностранные инвестиции в разведку и добычу газа, нефти (в том числе и в нетрадиционные источники углеводородов, такие как сланцевый газ), а также строительство новых электростанций, в том числе атомных. Условием вхождения названо сохранение контроля над проектами за китайскими компаниями. Отметим, что по аналогичной схеме «Росатом» пытается построить Балтийскую АЭС в Калининградской области, где иностранным инвесторам предложено до 49% акций.