Новость о том, что на строительстве АЭС в Калининградской области возникли проблемы, обрадовала литовских политиков. В местной интерпретации она звучит так: строительство Балтийской АЭС в Калининградской области заморожено на два года, многочисленных рабочих отправят в отпуска, а местные власти ломают голову над тем, куда деть гастарбайтеров.
Новость опиралась на сообщение «Интерфакса», ссылавшегося на анонимные источники, о том, что глава «Росатома» Сергей Кириенко поручил проектировщикам Балтийской АЭС рассмотреть возможность размещения на Балтийской площадке реакторов малой и средней мощности.
Радость литовских политиков объясняется просто. Партия консерваторов, которая до прошлогодних парламентских выборов была правящей, при полной поддержке президента Дали Грибаускайте активно продвигала проект новой атомной электростанции – Висагинской - вместо закрытой на стыке 2009-2010 года старой советской Игналинской АЭС. Многие эксперты считают, что претензия Еврокомиссии, потребовавшей закрыть советскую станцию из-за «чернобыльских» реакторов, на самом деле продиктована западными лоббистами, так как эта АЭС производила дешёвую электроэнергию. Она была модернизирована, МАГАТЭ признало её безопасной, но это не спасло.
Возникновение в соседней Калининградской области Балтийской АЭС фактически превращает новый литовский проект в неконкурентоспособный. Консерваторы выбрали в качестве партнёра японскую компанию «Хитачи», которая и должна была поставить реактор, аналогичный фукусимскому. На кону оказались более 5 миллиардов евро – столько стоит проект по предварительным оценкам. Лидер консерваторов, тогдашний премьер-министр Андрюс Кубилюс взялся активно ругать проект Балтийской АЭС, уверяя, будто он политический и высказывал сомнения в том, что Россия вообще собирается строить эту станцию. Консерваторы и президент Даля Грибаускайте взялись активно пропагандировать в Евросоюзе идею о том, будто Балтийская АЭС – опасная, стали призывать страны ЕС не покупать электроэнергию опасных станций, имея в виду Балтийскую и Белорусскую, которую будет также возводить Ростатом. Энергетические планы России в регионе они называют экспансионистскими и опасными для независимости.
Однако новое парламентское большинство в Литве во главе с социал-демократами сразу выразило сомнения в необходимости проекта Висагинской АЭС из-за его экономической неконкурентоспособности. Их лидер, премьер-министр Альгирдас Буткявичюс заявил: строить Висагинскую АЭС будут только в том случае, если это выгодно государству. Но вот теперь, если слухи о замораживании строительства под Калининградом подтвердятся, у Висагинского проекта может появиться новый шанс.
Андрюс Кубилюс, который сейчас является лидером оппозиционной парламентской фракции консерваторов, сразу отреагировал на новость. «Литва получила важное известие о том, что Росатом решил пересмотреть планы строительства калининградской АЭС, так как до сих пор нет ответа, где будет продаваться произведённая станцией электроэнергия и как сама станция будет подключена к российским электросетям», - сказал он. Экс-премьер категоричен: «Это напрямую означает остановку проекта калининградской АЭС на неограниченный срок». «Прежняя категоричная позиция Литвы - не соглашаться с этим проектом - по существу себя оправдала, - сказал Кубилюс. - Литва может надеяться, что не станет навеки заложницей энергетических амбиций России и небезопасной энергетической экспансии. Литва и впредь должна последовательно сопротивляться строительству небезопасных АЭС в Калининграде и Островце (Беларусь)».
Ну а какова ситуация на площадке Балтийской АЭС на самом деле? Соответствуют ли слухи действительности? «Свободная пресса» решила выяснить этот вопрос.
Владимир Лисивцев, заместитель главного инженера строящейся Балтийской атомной станции:
─ Слухи о том, что наша стройка остановлена, чушь, досужие сплетни, не верьте им! Подобные слухи сопровождают возведение под Калининградом атомной станции едва ли не с первого дня. На самом деле, люди трудятся, блоки строятся. Никаких сокращений не было и не предвидится.
«СП»: - К слову, о тех, кто у вас трудится. Говорят, это в основном мигранты из стран СНГ, да?
- И это полная ерунда. Большинство рабочих – россияне, имеют опыт соответствующих строек, служат в профильных организациях. Гастарбайтеры у нас тоже есть, но их немного, и используется их труд в основном на вспомогательных работах, вне основной строительной площадки. Сами посудите, ну, кто разрешит им принимать участие в возведении атомной станции?!..
Что касается самого строительства, то, насколько я знаю, в Росатоме хотят скорректировать планы возведения нашей станции. Когда в 2009 году было принято решение о её строительстве, предполагалось, что будет она мощностью 2,34 ГВт. Это в 4 раза больше реальных потребностей Калининградской области. Расположенной, напомню, за пределами РФ. Куда девать излишки электроэнергии?
Думали, станут покупать прибалтийские республики, соседняя Польша. Теперь с этим полная неопределенность. В Прибалтике, и, в частности, в Литве, популярны сейчас «западноевропейские ветры», согласно которым атомные станции рекомендуется заменять ветряными, гелеевыми.
По этим причинам руководство «Росатома» заявило недавно о необходимости возведения на Балтийской АЭС двух дополнительных блоков - средней и малой мощности. Это означает, что потребуется внести коррективы в проектную документацию.
«СП»: - То есть, сроки сдачи вашей АЭС в очередной раз переносятся?
- По плану первый блок должен был быть сдан в 2016 году. Второй – в 2018. Если будет принято решение о среднем и малом, то, стало быть, потребуется пересмотреть и сроки сдачи всего объекта. Кроме того, у нас тут пришли к выводу о необходимости замены теплотурбины. Хотим использовать французскую. А для этого тоже требуется дополнительное время.
Александр Французов, кандидат технических наук, ведущий специалист «Атомэнергопроекта» (предприятия госкорпорации Росатом, генподрядчик сооружения атомных электростанций):
─ Да, я имею прямое отношение к проектированию Балтийской АЭС. Насколько я знаю, не только в прибалтах тут дело. Специалистам изначально было понятно, что могут возникнуть проблемы. Надо было тщательнее изучать возможный рынок сбыта. Планируемая мощность Балтийской станции, безусловно, слишком высокая. В ней нет необходимости. Тем более, сравнительно недалеко от Калининградской области, километрах, кажется, в двухстах, в Гродненской области Белоруссии с участием российских специалистов будет возводиться АЭС для этой республики. Уже и соответствующие решения приняты… Да и Литва тоже думает о своей новой АЭС. Насколько я понимаю, придется вносить коррективы в проект Балтийской АЭС. Это, конечно, скажется и на сроках, и на финансовой составляющей.
Михаил Завадский, доктор технических наук, советник директора Всероссийского проектного института энергетических технологий (ВНИПИЭТ):
─ Для Калининградской области строительство Балтийской АЭС – выход из энергетического коллапса. Тем более, что в европейской части РФ наблюдается дефицит электрического производства. Реки там маломощные, а, значит, и КПД у них низкий. К тому же их немного. А строить тепловые станции - нарушать все экологические нормы. В этом смысле решение о возведении в анклаве АЭС было абсолютно правильным. Сегодня такие станции наиболее выгодны со всех точек зрения. Получаемая с их помощью энергия дешевая, сами станции, особенно российские, более безопасны, чем были ещё 5-10 лет назад. Не случайно страны Ближнего Востока и Африки ориентируются на наши АЭС.
Другое дело, что предварительно нужно было, конечно, предметно договориться обо всем с соседями. А то, что получается? Балтийскую АЭС уже возводим, вбухан в эту стройку не один миллиард бюджетных рублей (предварительная стоимость станции под Калининградом, по данным из неофициальных источников, превышает 200 млд. рублей – авт.), а теперь вдруг выясняется, что республики Прибалтики не собираются покупать у нас излишки энергии.