Последние месяцы на промплощадке Нововоронежской АЭС-2 в цехе металлоконструкций, если так можно выразиться, «куют» прецедент. Здесь организовано изготовление гигантских многотонных конструкций, которые будут «венчать» купол реакторного здания и которые на российской АЭС монтируются впервые.
Впервые на первом
Это будет выглядеть так же, как на АЭС «Куданкулам»: огромная металлоконструкция в виде таблетки на наружном куполе (зенит- 75 метров). «Таблетка» — это помещение коллектора системы пассивного отвода тепла (СПОТ). СПОТ – ноу-хау российских проектировщиков. Название СПОТ говорит само за себя — это одна из пассивных систем безопасности АЭС: в случае необходимости система «включается» без постороннего вмешательства и работает под влиянием исключительно природных факторов. СПОТ обеспечивает длительный отвод тепла от активной зоны реактора в условиях отсутствия всех источников электроснабжения. Принцип работы системы основан на естественной циркуляции: атмосферный воздух (охлаждающая субстанция) «затягивается» в теплообменники, нагревается, по воздуховодам поднимается в коллекторы (те самые, что на куполе) и возвращается в атмосферу.
Кондуктор в помощь
Надо сказать, что конструкция, венчающая купол реакторного здания, внутри которой располагается выходной коллектор СПОТ, — весьма внушительных размеров: в диаметре – более 25 метров, высотой – около 12 метров. Поэтому в цехе металлоконструкций на НВО АЭС-2 стальное кольцо делали «четвертинками»: каждая такая деталь весит – около 20 тонн. Если бы металлическую стену-цилиндр помещения коллектора СПОТ изготавливали в заводских условиях, то части пришлось бы делать более «мелкой россыпью», затем автотранспортом доставлять на НВО АЭС-2, и здесь уже из многих частей собирать единое целое. Процесс финансово и трудозатратный, не говоря уже о затраченном времени.
На Нововоронежской АЭС-2 внедрили (еще при возведении гермооболочки реакторного здания энергоблока № 2) и продолжают развивать уникальную технологию изготовления нестандартных объемных металлоконструкций с применением так называемых кондукторов. Пример для сравнения: чтобы сделать печенье необходимой конфигурации, причем с точностью до миллиметра, — метод «на глазок» не годится. Нужна форма, т.е. кондуктор. Руководит процессом по изготовлению кондукторов, а также металлоконструкций СПОТ главный инженер проекта «ОЭК-Сервис» Николай Скиба. По словам Николая Васильевича, металлоконструирование — процесс творческий и одновременно трудоемкий, кропотливый, требующий огромного опыта. А в случае с кондукторами – еще и ювелирный, поскольку кондуктор должен быть куда более «точным», чем конструкция, для изготовления которой он предназначен. Погрешность – не более 3 мм.
Надо сказать, что кондукторы по форме, габаритам, сложности изготовления могут быть самые разные, но эффект от их применения всегда налицо: сокращение временных, финансовых затрат и более высокое качество изделия.
Задел для ВВЭР-ТОИ
Для тиражирования опыта изготовления и укрупнительной сборки металлоконструкций «купольной» части СПОТ на других стройплощадках, был открыт ПСР-проект.
По словам директора по ПСР ОАО «Атомэнергопроект» Дмитрия Шепелева, что касается изготовления и монтажа крупногабаритных металлоконструкций будущее – за укрупнением и унификацией: «Проектировщики «Атомэнергопроекта» сегодня работают в этом направлении. И, конечно, все наработки, полученные на Нововоронежской АЭС-2, будут применены при реализации проекта ВВЭР-ТОИ. Уже сегодня надо задуматься о том, что для изготовления объемных нестандартных металлоконструкций, нужна соответствующая инфраструктура подготовки производства. В частности, цеха большей площади, высоты и с более мощными кранами. И, конечно, нужны высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимой компетенцией».
Монтаж металлоконструкций СПОТ будет произведен летом. Операция по установке на купол здания реактора гигантских металлоконструкций (как уже было сказано, прецедентная для сооружения отечественной АЭС) обещает быть зрелищной.