В воскресенье – в День Военно-морского флота – было заложено сразу три АПЛ нового поколения: одна из них – проекта 955 «Борей», получившая имя «Князь Олег», и две 885-го проекта «Ясень» – «Хабаровск» и «Красноярск». Со стапелей уже сходили корабли подобных классов. Однако именно эти три АПЛ ознаменуют собой начало новой эры развития российского атомного подводного флота.
«Бореи» и «Ясени» – дети лихих 90-х годов прошлого века. Головной корабль 955-го проекта закладывал в Северодвинске еще тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, вместе с ним в этот день там же был и глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. Присутствие высокопоставленных персон должно было обеспечить кораблю скорейшую постройку. Однако до спуска на воду прошло долгих 20 лет.
За это время корабль дважды модернизировался. Сначала из-за неудачи в испытании главного ракетного комплекса «Барк» «Борей» потерял в «весе» – вместо 100-тонных ракет КБ «Макеева» было решено, что на лодке будут размещены 30-тонные ракеты «Булава» Московского института теплотехники. Затем «центральный – ракетный» отсек еще раз перепроектировали, когда поняли, что 12 пусковых установок мало и надо делать 16.
С «Ясенем» было еще хуже. Многоцелевая ударная подводная лодка нового поколения стала своеобразным «каталогом нового ракетного вооружения». Чтобы хоть как-то заявиться на общем безденежном фронте, предприятия военно-промышленного комплекса впихнули в проект корабля все имевшиеся и только находящиеся в процессе разработки комплексы крылатых ракет. Кроме того, за 20 лет строительства у Северодвинска сменились практически все подрядчики. Оборудование, полученное с Украины и из Белоруссии, было списано. Отечественное было не готово.
Поворотным в судьбе новых подводных лодок стал 2004 год, когда два стратегических атомных крейсера 667-го проекта типа «Дельфин» на глазах у президента Владимира Путина не смогли произвести пуск баллистических ракет морского базирования. Минобороны сделало серьезные выводы, и из ассигнуемых на перевооружение армии 4,9 трлн рублей, по словам тогдашнего первого вице-премьера Сергея Иванова, 25% были направлены на обновление и модернизацию корабельного состава ВМФ. Были модернизированы шесть субмарин 667-го проекта.
Каждая из лодок получила новый гидроакустический комплекс, системы пожаротушения, гребные винты и новый ракетный комплекс «Синева». Сейчас его меняют на более мощную и модернизированную версию под названием «Лайнер». Параллельно с этим было принято решение по первоочередному финансированию строительства новых атомных подводных лодок 955 и 885 проектов.
Корабли, подобные «Долгорукому», уже в ближайшее время станут основой морской составляющей ядерной триады России. Сейчас на «Севмаше» доводятся еще две АПЛ подобного класса «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Третья лодка – «Князь Владимир» – еще стоит на стапелях. Но именно с нее начинается новая серия АПЛ типа «Борей», получивших индекс «А». «Князь Олег» – второй модернизированный в серии «Бореев» корабль. До 2020 года, согласно госпрограмме вооружений, Военно-морской флот должен получить восемь атомных подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 955/955А шифр «Борей» и «Борей-А».
«Мы говорим, например, о серии «Борей-А», – объясняет генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит. – Потом будет серия «Борей-Б», «Борей-Д» и так далее. В случае с «Бореями» полностью применима аналогия с проектом атомных подлодок 667, который развивался и модернизировался в течение полувека и в конечном итоге привел к появлению проекта 667БДРМ. Конечно, проект будет развиваться, будут «Бореи» с какими-то дополнениями».
Конструкторы не говорят детально, в чем отличие 955 и 955А проектов. Хотя именно с «Владимира Мономаха» официально начата закупка – серийного, то есть типового корабля. По некоторым данным, начиная с этой лодки, военные потребовали, чтобы было увеличено с 16 до 20 пусковых установок баллистических ракет «Булава». Минобороны и представители ВПК официально не подтверждают эту версию. Хотя, по данным газеты ВЗГЛЯД, именно этот факт заставил присвоить проекту корабля индекс «А».
«У новых АПЛ будут совершенно другие обводы корпуса, – сообщил газете ВЗГЛЯД один из представителей военно-промышленного комплекса, связанный с созданием лодок типа «Борей». – Корабли, так же как и проект 667, будут в общих чертах похожи, но совершенно разными по возможностям».
Аналогичная судьба ждет и проект 885 «Ясень». Головной корабль «Северодвинск» только приступил к испытаниям, а на «Севмаше» уже заложены три новые лодки с индексом «М». Их главное отличие – в гидроакустической станции и новом ударном комплексе крылатых ракет «Оникс».
Как говорят специалисты, лодки проекта 885 – прямые наследницы крайне удачной серии наших субмарин 3-го поколения проекта 971 типа «Акула». Эти корабли сегодня составляют основу наших многоцелевых ударных подводных кораблей, предназначенных для ударных действий на морских коммуникациях. Практически неслышимые в океанских глубинах, они одинаково эффективно действуют против боевых кораблей, могут наносить удары крылатыми ракетами по береговой инфраструктуре противника. Совсем недавно они отметились в 200-мильной зоне возле берегов США и Канады, чем вызвали нешуточный переполох у американских и канадских военных. И те, и другие не смогли отследить перемещение российских субмарин. Опасения понятны. На борту «Акулы» имеются аналогичные американским «Томагавкам» крылатые ракеты Х-55 «Гранат» (28 штук), способные преодолевать 3 тыс. км и доставлять в нужное место 200-килотонные ядерные заряды.
«Ясень» по малошумности превосходит не только «Акулу», но и новейшую американскую АПЛ «Си Вульф». К тому же, в отличие от нее, более функционален. То есть благодаря имеющемуся вооружению (несколько типов крылатых ракет и торпед) сможет решать более широкий спектр задач в море. Например, с одинаковой легкостью охотиться за авианосцами противника или наносить массированные ракетные удары по целям на побережье. Для этого на его борту расположено 8 пусковых установок новейшей сверхзвуковой крылатой ракеты П-800 «Оникс» с дальностью полета до 300 км. Это аналог российско-индийского комплекса «БраМос».
Особенность «Оникса» – в возможности наносить массированный удар группой ракет, которые самостоятельно распознают цели за счет цифровой базы данных магнитных и физических полей различных типов кораблей, классифицируют их и автоматически распределяют между собой задачи во время атаки. Поразив главную по важности цель, перераспределяют задачи и начинают атаку заново. Всего таких ракет на лодке 32 единицы. Кроме них, есть еще целый арсенал из 48 противолодочных и противокорабельных ракет комплексов «Бирюза», «Калибр» и 91Р, запускаемых через 533-мм торпедные аппараты. Также на корабле имеется боекомплект торпед и мин.
Как у 955А, у 885 проекта с индексом «М» предполагается существенное изменение обводов корпуса. В обоих случаях вызвано это тем, что в стране не осталось производителя специальной «лодочной» стали. Металлургический комбинат «Северсталь», традиционно поставлявший металл необходимого качества для подводных лодок, последние 20 лет не занимался этим вопросом. От военных не было заказа, и руководство предприятия полностью свернуло производство лодочного проката, взамен нарастив производство труб для Газпрома. Сегодня это одна из самых серьезных проблем отечественного ВПК. После остановки производства на «Северстали» технология производства лодочной стали оказалась утеряна.
Как сообщили газете ВЗГЛЯД в Северодвинске, изменение конфигурации корпусов перспективных субмарин, в том числе, связано с тем, что для их производства используют секции, оставшиеся от незавершенных проектов других серий. Например, многоцелевых АПЛ 949-го проекта. Как бы ни было, но для Военно-морского флота и поддержания стратегического баланса с США и этот путь приемлем. Новые субмарины, ракетные комплексы, установленные на них, полностью обеспечивают элемент стратегического сдерживания.