РЕШЕНИЕ
III Международного ядерного Форума «Безопасность ядерных технологий» 22-26 сентября 2008
г. Санкт-Петербург
Основная цель Форума – обсуждение научно-технических и политических аспектов обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности, поиск путей решения научно-технических, правовых и социальных проблем при обращении с радиоактивными отходами, включая их транспортирование, хранение и окончательную изоляцию, а также при реабилитации радиоактивно загрязненных территорий.
В работе Форума принял участие заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Е.В. Евстратов.
В рамках Форума было проведено пленарное заседание «Единая национальная система обращения с радиоактивными отходами» и пять заседаний по секциям: «Реализация федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»: первые результаты и ближайшая перспектива», «Долговременное хранение и окончательная изоляция радиоактивных отходов», «Транспортирование радиоактивных материалов: методы, оборудование, разрешительная деятельность», «Приборы и методы радиационного контроля. Результаты межотраслевой интеркалибрации», «Реабилитация предприятий и площадок «ядерного наследия», ряд круглых столов: «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности и общественное мнение», «Ядерное образование и кадровая политика», «Международное сотрудничество в сфере обращения с ОЯТ и РАО».
Было заслушано и обсуждено 80 докладов и сообщений, представлено 4 постерных доклада. В докладах освещались вопросы функционирования и развития атомной отрасли, законодательства и нормативного регулирования ядерной и радиационной безопасности, перспектив реализации федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», обеспечения безопасности при транспортировании радиоактивных материалов, проблемы обращения с РАО, реабилитации радиоактивно загрязненных площадок «ядерного наследия», взаимодействия с общественностью.
В ходе Форума была проведена выставка в помещении НОУ «ИДПО «Атомпроф», организовано посещение выставки «Атомная промышленность-2008» в выставочном комплексе Ленэкспо в Гавани, проведены пресс-конференции. Издан и распространен сборник докладов Форума.
Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы обеспечения безопасности при обращении с РАО,
ФОРУМ ОТМЕЧАЕТ:
III Международный ядерный форум проводится в период вхождения Российской Федерации в новый этап своего социально-экономического развития. Концепция социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает глобальное развитие национальной инновационной системы и технологий, что позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентное преимущество и национальную безопасность.Особое место в создании национальной инновационной системы отводится атомному энергопромышленному комплексу как одному из ключевых высокотехнологичных секторов экономики, в которых Россия обладает и претендует на создание серьезных конкурентных преимуществ в мировой экономике.
Указанная цель не может быть достигнута без эффективного комплексного решения ранее накопленных проблем ядерного наследия и недопущения возникновения подобных проблем в будущем. Большое значение для достижения целей развития атомной отрасли имеет решение проблем безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО), повышение эффективности научно-методического, финансово-экономического, нормативного, материально-технического и организационного обеспечения этой деятельности.
Современная ситуация в области обращения с РАО в Российской Федерации достаточно специфична. С одной стороны, предприятия и организации атомной энергетики и промышленности обеспечивают необходимый уровень ядерной и радиационной безопасности, ежегодно фиксируемый и в отчетах по безопасности и в документах органов регулирования безопасности. С другой стороны, именно в этой области происходит масштабное накопление проблем. Деятельность предприятий атомной энергетики и промышленности осуществлялась в условиях существовавшей в СССР экономической системы, которая не предусматривала создание специализированных организаций и отдельных накопительных фондов по обращению с РАО. В силу экономических причин в конце 80-х годов реализация планов развития инфраструктуры обращения с РАО была практически свернута. В 90-е годы предпринимались отдельные шаги (ФЦП РАО) в области развития системы обращения с РАО, которые в силу экономических ограничений не приводили к радикальному изменению ситуации. Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы» удалось наметить важные ориентиры деятельности, которые нашли свое отражение в «Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации в 2003 году.
Серьезным прорывом в системном решении задач по обеспечению безопасности при обращении с РАО стали утверждение Перечня мероприятий по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности на 2007 год, принятие Правительством Российской Федерации (постановление от 13.07.2007 № 444) федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (далее – ФЦП ЯРБ) и интенсификация разработки проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами».
Система мероприятий ФЦП ЯРБ сформирована по 5 направлениям.
1. "Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами".
2. "Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью"
3. "Создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной эксплуатации и аварий"
4. "Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия"
5. "Научное, информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности".
Только за счет средств федерального бюджета на реализацию программных мероприятий предусмотрено выделение 131,8 млрд. рублей, а с учетом привлекаемых внебюджетных средств и средств субъектов Российской Федерации эта сумма превышает 145 млрд. рублей.
Реализация столь масштабной программы, охватывающей значительный сегмент вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности, требует четкой и скоординированной работы предприятий и организаций всех уровней, задействованных в выполнении мероприятий. Необходимо отметить, что в связи со значительными изменениями, произошедшими в текущем году в структуре федеральных органов исполнительной власти и в российском законодательстве в области использования атомной энергии, не все ведомства – государственные заказчики ФЦП ЯРБ и задействованные в реализации программы предприятия оказались готовы к выполнению программных мероприятий в полном объеме.Ряд нормативных документов по составу объектов хранения и окончательной изоляции РАО содержат требования, не учитывающие особенности этих объектов, что вынуждает проектные организации усложнять инфраструктуру и увеличивать капитальные и эксплуатационные расходы на охрану, пожарную безопасность и др.
Продолжает оставаться актуальным вопрос о статусе объектов мирных ядерных взрывов как объектов «ядерного наследия».
Инновационный характер разрабатываемой стратегии обращения с РАО диктует необходимость обратить особое внимание на вопросы управления рисками.
Реализация амбициозной программы ускоренного развития атомной энергетики, ФЦП ЯРБ и в целом – продекларированного Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации перехода к «экономике знаний» в принципе невозможны без наличия достаточного контингента грамотных, мотивированных к работе в отрасли, знающих, умеющих и внутренне способных к преодолению сформировавшихся стереотипов мышления специалистов. Столь же очевидно, что ситуация в этой области имеет характер системного и стремительного углубляющегося кризиса. Причин тому несколько:демографический провал, в результате которого приток молодежи в экономику ежегодно снижается на 20-25%;низкий престиж инженерных профессий, в т.ч. «ядерных»;политика нынешнего руководства Министерства образования и науки. ФЦП ЯРБ явилась планом первого решительного шага государства в области системного решения проблем обращения с РАО. Следующие шаги должны быть сделаны и государством, и хозяйствующими субъектами, для чего должны быть создана эффективная правовая основа.
Главным системообразующим актом, призванными определить дальнейший путь развития и совершенствования атомной отрасли России в области обращения с РАО, должен стать федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами». Значение данного законопроекта для правовой системы заключается в том, что в отличие от фрагментарного правового регулирования отношений, связанных с обращением с РАО в отдельных отраслях экономики различными нормативными правовыми актами (федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «Об использовании атомной энергии», «Об отходах производства и потребления», «О недрах», «О финансировании особо радиационно опасных, ядерно опасных производств и объектов», «О радиационной безопасности населения», «О техническом регулировании», Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации и т.п.), разрабатываемый законопроект имеет комплексный характер и регулирует отношения по обращению с РАО в различных отраслях экономики.
Целью законопроекта является формирование правовых механизмов эффективного функционирования единой системы обращения с РАО в Российской Федерации, обеспечивающих:
- создание условий, которые соответствуют принципам устойчивого развития общества и при которых на всех стадиях обращения с РАО обеспечивается защита здоровья человека и охрана окружающей среды, не налагается чрезмерного бремени по обращению с РАО на будущие поколения;
- снижение риска несанкционированного использования РАО, включая их использование в террористических целях;
- предотвращение аварий с радиологическими последствиями на любой стадии обращения с РАО;
- устойчивое финансирование работ при обращении с РАО.Социально-экономические последствия принятия законопроекта определяются тем, что принятие указанного законодательного акта позволит решить основные вопросы, в области обращения с РАО, включая:
- создание условий, которые соответствуют принципам устойчивого развития общества и при которых на всех стадиях обращения с РАО обеспечивается защита здоровья человека и охрана окружающей среды, не налагается чрезмерного бремени по обращению с РАО на будущие поколения;
- снижение риска несанкционированного использования РАО, включая их использование в террористических целях;- предотвращение аварий с радиологическими последствиями на любой стадии обращения с РАО;
- устойчивое финансирование работ при обращении с РАО;
- создание единой системы обращения с РАО в Российской Федерации, определение основных требований к её эффективному функционированию, а также основных принципов, стратегии обращения и технической политики при обращении с РАО с учетом международных требований и зарубежного опыта;
- закрепление конечной ответственности за обеспечение безопасности обращения с РАО и гарантий государства в этой области;- разграничение финансовой ответственности между государством и хозяйствующими субъектами за обращение с историческими и эксплуатационными РАО;
- создание государственного компетентного органа по обращению с РАО и национального оператора по обращению с РАО в Российской Федерации.
Констатируя полезность и высокий уровень организации мероприятия и представленных докладов,
ФОРУМ РЕКОМЕНДУЕТ:
1. Госкорпорации «Росатом» ускорить доработку и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона “Об обращении с РАО», проектов постановлений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в ФЦП ЯРБ и в постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 № 68 и от 21.09.2005 № 576 о порядке формирования резервов, предназначенных для обеспечения ядерной и радиационной безопасности. С учетом опыта, полученного при разработке проекта федерального закона “Об обращении с РАО», считать целесообразным интенсифицировать разработку предложений по проектам федеральных законов «Об обращении с ОЯТ» и «О выводе из эксплуатации ЯРОО».
2. ДЯРБ Госкорпорации «Росатом» разработать и утвердить в установленном порядке регламент подготовки заявок на внесение изменений в ФЦП ЯРБ.
3. Минпромторгу России с участием Госкорпорации «Росатом» и Минобороны России подготовить изменения в Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по Гособоронзаказу, утвержденный приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200, для приведения его в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2005 № 576.
4. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии совместно с Госкорпорацией «Росатом», провести анализ и корректировку нормативно-правовой базы в области использования атомной энергии с целью устранения взаимных противоречий, дублирования функций и уменьшение количества разрешительных документов. Подготовить предложения по разработке нормативно-правовых документов по переводу хранилищ РАО в объекты окончательной изоляции и снятия их с эксплуатации.
5. При формировании единой государственной системы обращения с РАО использовать основные принципы создаваемой в настоящее время корпоративной системы управления рисками и комплексной страховой защиты предприятий Госкорпорации «Росатом».
6. Одобрить проведение и результаты первого этапа межлабораторных сличений (интеркалибрации) среди 36 подразделений предприятий Госкорпорации «Росатом» и других ведомств, выполняющих измерения в целях радиационного мониторинга и контроля, которые позволили определить перечень лабораторий, способных квалифицированно выполнять измерения активности основных дозообразующих нуклидов. Считать целесообразным проведение межлабораторных сличений на постоянной основе.
7. Возобновить мониторинг Kr85 и радионуклидов Xe, подтверждающий безопасность работы объектов атомной энергетики.
8. Разработать единый перечень возможных исходных событий проектных и запроектных аварий для объектов хранения ОЯТ и РАО и окончательной изоляции РАО, подготовленный в соответствии с современными требованиями и с учетом существующих и разрабатываемых систем контроля и физической защиты.
9. Считать необходимым научное сопровождение проектных работ по выводу ЯРОО из эксплуатации с точки зрения их соответствия целям окончательного решения проблемы РАО (снятие с регулирующего контроля и с точки зрения требований радиационной безопасности).
10. Определить создание опытно-демонстрационного центра по выводу из эксплуатации уран-графитовых ректоров приоритетным этапом работ по реализации отраслевой концепции вывода из эксплуатации. Рекомендовать ОАО «СХК» сформировать план деятельности опытно-демонстрационного центра по выводу из эксплуатации уран-графитовых ректоров с экономической оценкой.
11. Рассмотреть возможность использования полигонов глубинного захоронения предприятий Госкорпорации «Росатом», захоранивающих нерадиоактивные промстоки (Калининская АЭС, ОАО «ЧМЗ»), для захоронения в них жидких РАО.
12. Ростехнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ускорить разработку отдельного нормативно-правового акта по определению статуса РОО на всех этапах работ по их реабилитации.
13. Госкорпорации «Росатом» и ФМБА России разработать научно обоснованные критерии безопасности проведения работ по выводу из эксплуатации РОО.
14. Для оптимального решения вопросов ВЭ ЯРОО ускорить завершение работ инвентаризации и по создания базы данных по объектам «исторического наследия».
15. Выработать типовые подходы и методики к ВЭ ЯРОО и реабилитации загрязненных территорий с учетом отсутствия (утраты) первичной документации об объекте.
16. Рекомендовать создание перечня типовых технологий и оборудования, рекомендованных для проведения работ по ВЭ.
17. Госкорпорации «Росатом» подготовить предложения по включению «ядерных» специальностей в подготавливаемый Правительством Российской Федерации перечень специальностей, по которым с 2009 г. в ВУЗах страны будет осуществляться подготовка инженеров (специалистов).
18. Определить потребности отрасли в квалифицированных специалистах на перспективу до 2020 г. с учетом планируемого перехода на «новую технологическую платформу», диверсификации сфер использования атомной энергии, разработки и внедрения альтернативных топливных циклов, развития НИОКР в области термоядерной энергетики, совершенствования оборонного потенциала, расширения экспортных возможностей и т.п.
19. Реанимировать программу обязательной отраслевой переподготовки и повышения квалификации кадров.
20. Обратить внимание на важность работы с общественностью как один из залогов успешного выполнения ФЦП ЯРБ, определить механизмы координации указанной деятельности.
21. Предусмотреть в планах Госкорпорации «Росатом» проведение в 2009 году IV международного ядерного форума «Безопасность ядерных технологий» по вопросам обеспечения безопасности при транспортировании радиоактивных материалов «Атомтранс-2009».
Директор Департамента ядерной ирадиационной безопасности, организациилицензионной и разрешительной деятельностиГоскорпорации «Росатом»
А.М. Агапов