Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона – внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.
Георгий Лазарев, член комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству:
Этот законопроект очень нужен. В стране накоплено значительное количество радиоактивных отходов, и все вопросы обращения с ними нуждаются в серьезной правовой базе.
Я бы выделил в этом законопроекте два главных позитивных момента. Во-первых, в нем впервые появляется законодательно закрепленный тезис, которого прежде в нормативных актах РФ не было – это обязательность захоронения радиоактивных отходов. Во-вторых, законодательно закреплена обязательность производителей РАО заплатить за полный цикл обращения с ними.
Кроме того, этот законопроект вводит градацию радиоактивных отходов в соответствии с международной практикой – очень низкоактивные отходы, низко-, средне- и высокоактивные отходы. Это важный момент, ведь кондиционирование и дальнейшее захоронение РАО зависит от степени его радиоактивности. Ведь для хранения отходов уранодобывающего производства, например, нужны одни меры безопасности, а для действительно опасных радиоактивных отходов – совсем другие. Насколько я знаю, в отношении последних имеется стратегическая задача – захоронение без последующего извлечения. А это требует серьезных финансовых ресурсов. Поэтому так важно прописанное в законопроекте положение о том, что платит за кондиционирование и захоронение отходов то предприятие, которое их производит. Так что механизм финансирования этого дела становится понятен.
Конечно, этот законопроект надо еще обсуждать, смотреть поправки к нему, может быть, четче прописать отдельные положения. Но принимать его необходимо, откладывать дальше законодательное решение вопроса РАО мы просто не имеем права.