Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона – внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.
Специально для портала Atomic-Energy.ru дал комментарии исполнительный директор Ассоциации регионального и международного подземного хранения Чарльз Маккомби.
- Насколько важно для России принятие федерального закона об обращении с радиоактивными отходами?
Для Российской Федерации, как одной из ведущих мировых ядерных держав, крайне важно принятие федерального закона об обращении с радиоактивными отходами, который отражает принятые Российской Федерацией положения на Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Благодаря быстро растущему интересу к атомной энергии во всём мире, важно для развитых национальных организаций выступать примером для новых и только еще набирающих вес национальных ядерных программ. Россия также сотрудничает со многими странам с развитой атомной энергетикой по вопросам безопасного обращения с РАО, поэтому принятие этого закона обеспечит последующий прогресс и в этом направлении.
- Пожалуйста, выделите положения законопроекта, наиболее актуальные с Вашей точки зрения.
С моей точки зрения, самой важной частью закона является чёткое распределение ответственности за хранение и изоляцию радиоактивных отходов. Относительно изоляции отходов, ключевым вопросом здесь является определение конечного пункта захоронения долгоживущих РАО и его юридической идентификации как геологического хранилища. Ответственность за исполнение и, что не менее важно, финансирование программ должно быть определено. В других странах, имеющих "ядерное наследие" от военной деятельности и поступающие РАО и ОЯТ от атомных станций, финансовые отношения могут быть очень сложными и комплексными. Здесь применяется принцип оплаты производителя РАО за их захоронение. Участие регионального и местного самоуправления в обсуждении и решении вопросов также очень важно, как и положение об обязательном информировании населения. В разных странах применяются разные подходы, некоторые из них предоставляют право накладывать вето местным органам самоуправления. Интересным вопросом для России является разрешение проектом закона импорта ОЯТ для его переработки, с его последующей отправкой назад или без неё. Это важно в случае, если Россия рассматривает возможность лизинга ядерного топлива для стран с развивающейся атомной энергетикой для соблюдения глобального режима нераспространения и безопасности.