Росатом обсуждает выход из проекта АЭС «Белене» в Болгарии, сообщают российские и зарубежные СМИ со ссылкой на источник в госкорпорации. Взыскав через суд до €200 млн, госкорпорация получит больше, чем прибыль в €150 млн, заложенную в проекте строительства.
Тем временем, результаты социологического опроса, проведенного агентством «GFK-Болгария» в декабре-январе, показывают, что положительно строительство АЭС «Белене» оценили 52 % респондентов, в то время как отрицательно - только 14 %. 83% жителей Болгарии уверены: если страна перестанет вырабатывать электроэнергию на АЭС, то цены на электричество в стране значительно возрастут.
Олег Абелев, начальник аналитического отдела ИК "РИКОМ-ТРАСТ":
В случае приостановки строительства АЭС «Белене» болгарская сторона понесет значительные убытки с точки зрения приобретения необходимых технологий, поскольку строительство с высоким уровнем локализации предполагает активное вовлечение в строительные процессы местных кадров, которые будут усваивать технологии Росатома по дальнейшему функционированию станции.
Существенно пострадают и болгарские предприятия, представляющие смежные с атомной отрасли, поскольку они лишатся довольно существенной части потенциальных заказов, которые они могли бы получить в случае функционирования станции.
Также будут осложнены и кадровые вопросы с занятостью населения. При населении города Белене около 9 тыс. чел. практически весь город мог бы быть занятым на строительстве двух энергоблоков, поскольку по расчетам Росатома, для этого необходимо привлечение около 10 тыс. чел.
Что касается потерь Росатома с учетом выплаты неустойки, то все зависит от времени принятия решения по выходу из проекта. На сегодняшний день Росатому даже выгодна эта ситуация, поскольку прибыль из проекта по плану должна составить на первых этапах около $150 млн., тогда неустойку Росатом может истребовать с болгарской стороны по суду в размере $200 млн. Если же проект будет пребывать в стадии "заморозки" еще некоторое время, то с учетом темпов инфляции, для Росатома ситуация будет складываться не столь позитивно.
Учитывать мнение болгарского народа по вопросу строительства АЭС "Белене", конечно, необходимо, поскольку в рамках болгарской экономики, да и всей промышленности в целом этот проект является существенно значимым, архиважным и амбициозным. Не стоит забывать в случае отказа от проекта и об усложнении решения вопроса с занятостью населения в городе Белене, который, как и многие города стран Восточной Европы имеют крайне высокий уровень безработицы (в 2010-м году он составил в Болгарии около 9,5%).
Скорее всего, болгарская сторона все же найдет способы договориться с Росатомом для завершения проекта хотя бы для частичного решения в стране таких экономических проблем, как безработица, недостаточное количество новых заказов на местных предприятиях и отсутствие развитых технологий атомного строительства.
Александр Игнатюк, начальник аналитического отдела ЗАО "ИК "Энергокапитал":
ГК «Росатом» в проекте по строительству АЭС Белене заняла наиболее лояльную болгарской стороне позицию. Максимальная точность выполнения всех оговоренных условий проекта с российской стороны и определенная череда уступок болгарскому правительству придали позиции Росатома силу с точки зрения международного права.
Тем не менее, многостороннее соглашение по АЭС «Белене» заставляет российскую сторону бережно относиться к интересам и прочих партнеров по проекту. Консорциум Carsib, например, более щепетилен в своевременном исполнении обязательств, чем болгарская сторона, и Росатом вынужден не останавливать финансирование работы партнера. На самом деле, никто так много не сделал для развития проекта как Росатом.
Потери болгарской стороны в случае сворачивания проекта будут весьма материальны. Кроме потери энергетической независимости и первенства в строительстве новых АЭС в регионе (а значит, и новых возможностей промышленности), Болгария лишится 10 тысяч новых рабочих мест. Промышленность страны "избавится" от $2 млрд. доходов от новых заказов (2,2% от ВВП страны, для сравнения, меры бюджетной экономии, тормозящие европейское развитие, - это только 1,25% ВВП ЕС) и имеет возможность оказаться в ряду наиболее отсталых стран Европы. В целом, мы оцениваем строительство АЭС как хорошо продуманный пакет мер стимулирования экономики и социальной сферы, особенную важность которому придает постепенный выход из экономического кризиса.
Отказ правительства Болгарии от проекта на нынешней стадии будет означать потерю доверия народа, ведь граждане страны, как свидетельствует недавний соцопрос, ждут от него и стимул роста промышленности, и новые рабочие места, и стабильную подачу дешевой электроэнергии.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела, ЗАО Инвестиционная компания ЛМС:
Немножко анекдотическая ситуация складывается относительно строительства станции "Белене" в Болгарии. Под давлением иностранных государств эта балканская страна периодически заводит ситуацию со строительством АЭС на основе российских технологий в патовую ситуацию. Уже пять лет не получается начать стройку станции, в разы выросли издержки всех участников проекта из-за роста цен на строительные материалы, оборудование и монтажные работы. Для России, в лице Росатома, сейчас экономически выгоднее выйти из проекта, взыскав убытки через суд, чем продолжать работу с болгарскими властями. Хотя, с политической точки зрения, Россия проиграет, потеряв один из традиционных рынков для своих технологий.
Если будет и дальше затягиваться строительство, в Болгарии может сложиться ситуация, когда с вводом атомных проектов в Турции электроэнергия из Болгарии окажется вообще невостребованной, и, под давлением Евросоюза или США, предоставляющих экономическую помощь Болгарии, правительство этой балканской страны будет вынуждено вообще свернуть атомную энергетику, перейдя к импорту дорогой электроэнергии, что усугубит экономические проблемы в государстве. Социологические исследования отношения жителей Болгарии к АЭС "Белене", лежащие в экономической плоскости, мало могут повлиять на проблему отсутствия политической воли руководства Болгарии начать проект. Поэтому ситуация продолжит оставаться неопределённой ещё длительное время в этой стране, пока не сменится руководство Болгарии и не будет сделан окончательный выбор между решением сиюминутных экономических проблем на заёмные средства развитых государств и решением стратегических задач, стоящих перед болгарской экономикой.
Кольо Колев, социолог агентства "Медиана" (Болгария):
У атомной энергетики очень мало врагов среди обычного народа Болгарии. Потому что АЭС "Козлодуй" - это национальная гордость страны, и мы очень тяжело перенесли вынужденное закрытие реакторов "Козлодуя". И, конечно, сторонников ядерной энергетики много в Болгарии, о чем свидетельствуют и результаты данного опроса.
Большинство болгар уверены, что АЭС "Белене" нужна Болгарии. Конечно, есть и враги у этого проекта, но это не "зеленые", как в той же Германии, а сторонники Соединенных Штатов, "демократических сил", которые являются проводниками этой политики, сторонники дистанцирования от России. Это политические игры, которые не дают объективного представления о том, насколько Болгарии нужна атомная станция - это всего лишь глобальная политика, битва США и России, битва ядерных технологий.
А если говорить не о политиках, а о простых жителях Болгарии, то, конечно, большинство из них за ядерную энергетику и за АЭС Белене.
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:
Строительство АЭС "Белене" позволит сохранить позиции Болгарии в энергетической системе Балканского полуострова, нарастить экспорт в соседние страны (Турцию, Грецию, Сербию), а также обеспечить стабильное экономическое развитие в ближайшие десятилетия. Значительный вклад в экономику страны атомная станция начнет давать задолго до ввода в эксплуатацию 1-го энергоблока - за счет размещения заказов на местных предприятиях (общий объем которых может достигнуть 30% от стоимости проекта), привлечения местных рабочих и т.д. Последнее особенно актуально в условиях крайне медленного восстановления болгарской экономики после кризиса 2008-2009 гг.: по итогам 2010 г. ВВП страны сократился на 0,1%, а в 2011 г. рост экономики не превысит 2,6-2,8%.
Отказ от осуществления проекта в долгосрочном плане приведет к серьезным изменениям в энергетике всего Балканского полуострова. Стратегическая инициатива в этой области надолго перейдет к Румынии и Турции, активно развивающим свои энергосистемы (включая и реализацию проектов в атомной сфере). В то же время, Болгарии придется перейти к импорту электроэнергии из соседних стран, значительно нарастить импорт газа для увеличения выработки электроэнергии на ТЭС. Это приведет к значительному удорожанию электроэнергии (сейчас цены на электроэнергию в Болгарии на 20-35% ниже, чем в соседних странах) и крайне негативно отразится перспективах развития экономики и привлечения иностранных инвесторов в страну.
В последние годы российская сторона прикладывала все возможные усилия для того, чтобы реализация этого проекта перешла в практическую фазу. Была проведена огромная работа по привлечению к участию в строительстве болгарских компаний, прорабатывались различные варранты финансирования, включая привлечение в партнеры крупных европейских компаний. Однако за последние 5 лет (в октябре 2006 г. "Атомстройэкспорт" был объявлен победителем тендера на строительство АЭС) стороны так и не перешли к реализации проекта. В результате за это время значительно выросла стоимость сооружения АЭС (приблизительно в 1,5 раза), что было связано, в основном с увеличением цен на оборудование и строительные материалы.
При этом для российской стороны этот проект перестал быть критически важным - за последние годы Росатом добился серьезной диверсификация портфеля заказов на строительство АЭС, заключив договоры с КНР, Индией, Вьетнамом, Турцией и рядом других стран. Сейчас в строительстве станции заинтересована, прежде всего, болгарская сторона, ведь дальнейшее промедление или отказ от реализации обернется для экономики страны миллиардными убытками (в том числе необходимостью выплаты неустойки в 200 млн евро Росатому), а обращение к другим участникам (Areva, Westinghouse и др.) приведет лишь к дальнейшему росту стоимости сооружения (ведь на сегодня удельные капзатраты на сооружение энергоблоков у российских компаний ниже), не говоря уже о необходимости начинать заново долгий цикл согласований и переговоров, что фактически сделает проект "Белене" почти нереальным.
Иван Андриевский, управляющий партнер "2К Аудит - Деловые консультации / Morison International":
Затягивание проекта ведет к его дальнейшему удорожанию. Кроме того, если "Атомстройэкспорт" выйдет из проекта, вряд ли Болгария найдет подрядчика, который построит АЭС за меньшую сумму. К тому же София опять же упустит время, что скажется не только на стоимости проекта, но и на эффективности использования АЭС. Рынок могут занять новые игроки - та же АЭС "Аккую" в Турции. При этом Болгария еще заплатит и неустойку в 200 млн. евро.
Окончательный отказ от строительства АЭС "Белене" может поставить Болгарию в зависимость от импорта электроэнергии, в то время как наличие АЭС позволит стране стать значимым игроком на рынке электроэнергии в регионе.
Таким образом, Болгарии крайне невыгодно, чтобы Россия выходила из проекта. В долгосрочной перспективе сэкономленные сегодня средства могут обернуться многомиллиардными потерями.
Росатому, с одной стороны, выход из проекта с компенсацией в 200 мн. евро выгоднее строительства АЭС, которое принесет компании 150 млн. евро. К тому же, учитывая объем пакета зарубежных заказов, отказ от строительства АЭС "Белене" не станет для российской компании катастрофой.
С другой стороны, АЭС "Белене" - это проект в Восточной Европе, которая активно проявляет интерес к атомной энергетике. Успешная реализация болгарского проекта может стать репутационно значимым для "Атомстройэкспорта" событием, что позволит рассчитывать на развитие сотрудничества со странами региона.