20 мая во Владивосток вернулось научно-исследовательское судно «Павел Гордиенко», таким образом завершив первый этап экспедиции Русского географического общества по исследованию радиационной обстановки в воде и воздухе Японского моря и Курило-Камчатского района Тихого океана после аварии на японской АЭС «Фукусима». Как сообщили участники экспедиции, выбросы с аварийной АЭС не угрожают Приморскому краю и Курило-Камчатскому региону, вблизи российских берегов обнаружены лишь следы изотопов, содержание которых в тысячи раз ниже норм радиационной безопасности.
Сергей Панченко, старший научный сотрудник ИБРАЭ РАН:
Изначально планировалось, что эта экспедиция на судне «Павел Гордиенко» будет состоять из двух этапов. Сейчас закончился первый ее этап – мониторинг, ученые собрали пробы воды (поверхностной и на глубине), исследовать которые будут уже во Владивостоке. Что касается воздуха, то там речь идет о фоновых концентрациях, так как радионуклиды в воздухе есть, в том числе и естественного происхождения, например бериллий.
Говорить о результатах в конкретных цифрах пока рано, но уже сейчас известно, что обнаружены фактически фоновые значения. Если бы случилось что-то экстренное, нам бы об этом сообщили.
Кроме того, прогноз для нашей береговой зоны по сделанным расчетам вполне оптимистичный. Да, в море мог быть и пессимистичный вариант в виде слива достаточно большого объема активности – в сто раз больше могло попасть в воду, но, к счастью, эти прогнозы, которые коснулись бы скорее берегов Японии, и в значительно меньшей степени западного побережья США и, возможно, Курильских островов, не реализовались.
У нас вообще в этом смысле все хорошо, потому что течения морские благоприятны для нашего побережья – во внутреннее море, скорее всего, мало что попало. Проверять же выловленную рыбу поштучно особой надобности нет. Как нет причин для паники, которую обычно стимулируют СМИ. Серьезных проблем для окружающей среды и научных оснований для паники на Дальнем Востоке тоже нет. Паника у нас очень часто имеет отнюдь не те основания, на которые следует обращать внимание. У нее, как правило, социальная обусловленность, так называемый человеческий фактор.
Юрий Раптанов, Председатель высшего совета Общероссийской общественной экологической организации «Подорожник»:
Данные с судна «Павел Гордеев» о том, что максимальные концентрации в тысячи раз ниже норм радиационной безопасности, меня не удивили. Я давно говорил, что угрозы безопасности для населения нет. Научные исследования в соответствии с тем планом, что есть у Русского географического общества, проводить, конечно, стоит. Но я уверен, что нет у нас ни на Курилах, ни на Дальнем Востоке поводов для беспокойства.
Я полностью согласен с прогнозом по безопасности для населения Дальнего Востока, который наши специалисты дали еще в марте месяце. Тогда же они спрогнозировали развитие событий, которое мы сейчас наблюдаем, я имею в виду проблемы из-за расплава на первом блоке «Фукусимы-1». Тем не менее, результаты экспедиции еще раз подтвердили, что поводов для паники у населения нет. И пить йодную настойку даже в минимальных количествах не стоит. Как сообщил глава ФМБА, в двух случаях это, увы, закончилось летальным исходом.
Геннадий Дерновой, главный редактор портала «Экологическая правда»:
Разумеется, это мероприятие не должно быть разовым, потому что выбросы радиоактивности из-за аварии на АЭС «Фукусима-1» значительны. Главное, следить за радиационной обстановкой, а не пользоваться слухами. Сообщения о конкретных измерениях помогают людям не волноваться. И пока они показывают, что естественный радиационный фон много выше, чем цифры, которые озвучены учеными с судна «Павел Гордиенко» после взятия проб воды, воздуха и рыбопродуктов. Пока оснований для тревоги нет. Контроль, я считаю, необходимо продолжать, и надо искать при этом новые способы, чтобы он был не только точным, но его результаты были известны широкой общественности – надо повышать гласность проводимых измерений.
Люди, у которых от страха глаза велики, не застрахованы ни от чего. Люди волнуются, увы, даже независимо от того, что по прогнозам специалистов по атомной безопасности и с учетом, разумеется, известной им информации российским территориям ничего не грозит. Но дело в том, что открыта не вся информация по происходящему на АЭС – с каждым днем становятся известны все новые детали. И это беспокоит народ, который не доверяет японцам, скрывающим информацию. Нашим атомщикам и специалистам ИБРАЭ надо отдать должное – они очень точно спрогнозировали ход аварии и указывали на то, что ни один человек от радиации в Японии не погиб и не погибнет. Пока что их прогнозы сбываются.
Сегодня в мире люди чаще должны обращать внимание на то, чем они дышат. Вспомните город Карабаш Челябинской области – самый грязный город в мире по выбросам из-за расположенного там медного комбината. Смертность от химических выбросов у нас – вот это реальная проблема. Получается парадокс – реальные смерти от химии нас почему-то пугают меньше, чем гипотетические от радиации.
Нандакумар Джанардханан, эксперт в сфере энергетической политики, Группа по изменению климата в IGES (Institute for Global Environmental Strategies):
Так называемое радиационное загрязнение от Фукусимы не следует сравнивать с уровнем на Чернобыльской АЭС. Сейчас уровень радиации гораздо ниже, и присутствие радионуклидов на территориях, не прилегающих к АЭС либо в пределах естественного фона, либо невозможно отследить вовсе.
С этой точки зрения выводы российских экспертов, вероятно, правильные. Также в течение первых дней сразу после взрывов водорода на Фукусиме, насколько я понимаю, ветер дул в основном на восток, что означает, что все, что было в воздухе, должно было быть отнесено гораздо восточнее, чем (российский) Дальний Восток. Теперь это мое понимание основывается на различных источниках информации.