24 мая 2011 г. строительную площадку Балтийской АЭС в г. Немане Калининградской области посетила председатель Народной партии Литвы Казимира Прунскене и представители крупнейших компаний Литовской Республики. В их числе Витаутас Банис, президент, и Роландас Башкис, генеральный директор ЗАО «Ветруна» (компания специализируется на оказании строительных услуг и управлении недвижимостью), Валерий Шестак, директор ООО «Апром» (специализируется на выполнении огнезащитных высотных работ и обладает большим опытом сотрудничества с Нововоронежской и Волгодонской АЭС).
На строительной площадке литовскую делегацию встретили заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» по капитальному строительству Сергей Будылин, директор программы Управления проектами инжиниринговой деятельности по капитальному строительству Росатома Сергей Бояркин, начальник управления по работе с регионами Росатома Игорь Конышев, а также представители филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция строящейся Балтийской атомной станции» и ОАО «Балтийская АЭС». Участники делегации осмотрели площадку строительства Балтийской атомной станции, а затем провели совещание, главным итогом которого стало принятие решения о создании совместной постоянно-действующей рабочей группы для решения вопросов дальнейшего взаимодействия и вовлечения литовских предприятий к реализации проекта Балтийской АЭС.
Андрей Климов, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по международным делам:
Приезд литовской делегации на строительную площадку Балтийской АЭС показал, что у литовского истеблишмента нет единой точки зрения на российскую станцию. С одной стороны, официальный Вильнюс занимает резко отрицательную позицию по отношению к этому строительству. С другой – деловые круги Литвы не могут не быть заинтересованы в том, чтобы принять в этом проекте участие: это выгодные для них заказы и новые рабочие места. Той же точки зрения придерживается и ряд политиков, находящихся сегодня в оппозиции. Думаю, что вся эта ситуация с Балтийской АЭС и отношением к ней Литвы – яркий пример того, как политические амбиции могут мешать взаимовыгодному экономическому сотрудничеству.
В том, что такое сотрудничество в строительстве Балтийской АЭС выгодно и России, и Литве, я не сомневаюсь. Литва после закрытия Игналинской АЭС остро нуждается в электроэнергии. В связи с этим идут постоянные разговоры о планирующемся строительстве Висагинской АЭС. Но ситуация с этим проектом пока далека от какой-либо конкретики. Поэтому литовцам со всех точек зрения было бы выгоднее присоединиться к строительству Балтийской АЭС в Калининградской области. Сотрудничество в таком серьезном и масштабном проекте, как строительство АЭС, пошло бы на пользу нашим странам.
Я неоднократно встречался в Брюсселе с политиками стран Прибалтики, и мне в частных беседах не раз говорили, что все возражения властей Литвы против строительства станции носят исключительно политический характер. Никаких иных препятствий – ни физических, ни технологических – против этой станции у стран Прибалтики нет и быть не может. Все упирается в политику.
Александр Игнатюк, начальник аналитического отдела ЗАО "ИК "Энергокапитал":
Политическая кампания, проводимая литовским руководством против возведения двух атомных станций (Белорусская АЭС, Балтийская АЭС) - удар по репутации самих политиков. Собственно говоря, вызывает недоумение позиция литовских властей, действующих явно против интересов своего же государства, своей же экономики.
Литовский бизнес выступает за строительство, а литовские граждане - за стабильную работу и стабильный заработок. Конечно, у литовских ВВП и сальдо торгового баланса не спросишь, но также вполне вероятно, что они поддержат мнение своих сограждан.
Таким образом, какой парадоксальной ни была бы позиция политиков, прибалтийские бизнесмены едва ли откажутся от участия в реализации проекта строительства промышленной и социальной инфраструктуры для АЭС.
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:
После вывода из эксплуатации Игналинской АЭС ситуация в ОЭС стран Прибалтики существенно усложнилась. Так, Литва, бывшая на протяжении всего постсоветского периода крупным экспортером электроэнергии (в 2009 г. экспорт превысил импорт на 2,9 млрд. кВтч.), перешла к импорту (сейчас за счет импортных поставок электроэнергии удовлетворяется порядка 56% всего спроса - один из самых высоких в мире показателей). Как результат, значительно выросла волатильность цен на внутреннем рынке, что крайне отрицательно сказалось на динамике электропотребления - в 2010 г. Литва стала единственной из прибалтийских стран (и стран Балтийского бассейна), не увеличившей, а снизившей потребление электроэнергии (на 4,9%). Безусловно, в создавшихся условиях литовский бизнес (и не только строительный) заинтересован в строительстве Балтийской АЭС, ведь это не только повысит надежность энергоснабжения региона, но и обеспечит большую предсказуемость ценовой динамики энергетического рынка.
В отличие от бизнеса, литовские политики изначально выступали против строительства Балтийской АЭС. Однако за последние 3 года литовские планы по строительству АЭС на собственной территории так и не перешли в стадию реальной реализации проекта. В условиях растущих экологических требований (а основная часть мощностей в тепловой генерации Прибалтики была введена в советское времени и пока что не прошла серьезную модернизацию) и необходимости выводить устаревшие мощности ТЭС, прибалтийская энергосистема может столкнуться с серьезным дефицитом электроэнергии уже к 2017-2018 гг. Возможно, этого сейчас не понимают политики, но это отлично понимает бизнес. В сложившихся условиях именно ввод Балтийской АЭС может предотвратить развитие ситуации в балтийской энергосистеме по негативному сценарию (покрытие дефицита за счет наращивания производства электроэнергии на ТЭС с высокой себестоимостью, увеличение импорта из стран Северной Европы и, как следствие, значительный рост цен). А участие литовского бизнеса в строительстве Балтийской АЭС нужно рассматривать как дополнительную возможность заработка для литовских компаний, которые сейчас (в условиях падения строительных работ, снижения экономической активности) оказались не в самом лучшем положении. И такое развитие событий надо только приветствовать - в первую очередь, литовскому правительству и парламенту, ведь именно они получат дополнительные налоги и рабочие места в случае привлечения литовских компаний к строительству.
Борис Шмелев, первый проректор Международной Высшей Школы (Международный Университет), член Ученого совета ОМЭПИ ИЭ РАН:
Мне думается, что отношения между бизнесом и государством достаточно сложные. С одной стороны, бизнес должен соблюдать интересы государства, а с другой стороны, государство должно защищать интересы бизнеса. Должен быть консенсус. Это общая сентенция, но в каждом отдельном случае своя форма ее проявления.
Что касается Литвы, то мне кажется, бизнес в Литве как политический фактор и как фактор влияния на политику государства слабоват. Я, честно говоря, смотрю достаточно скептически на возможности литовского бизнеса оказать воздействие на политику Литвы в отношении строительства Балтийской АЭС. Думаю, что Литва своей позиции и отношения к этому строительству не изменит.
Свою собственную станцию они не построят, особенно в свете событий в Японии. Литва у нас будущий пользователь «Северного потока», так как ей надо искать какие-то другие способы развития своей энергетики и другие варианты обеспечения энергией. Может быть, в этой ситуации для Литвы более заманчивыми будут поставки электроэнергии из России. Я не думаю, что Литва пойдет по пути развития технологий на основе возобновляемых источников энергии. Это дело дорогое, и ей не по карману.
Если отбросить политику и смотреть с финансовой точки зрения, то Литве было бы выгодно согласиться на предложения России и присоединиться к совместным энергетическим проектам – например, строительству энергомоста в Скандинавию. Она получила бы и электроэнергию, и заработала бы денег. Этот вариант как раз мог бы быть приемлемым для обеих стран, это то, что могло бы нас сблизить и создать общую основу для взаимодействия. Так как просто слова, это, конечно, хорошо, но, как говорится, строить надо не бизнес на дружбе, а дружбу на бизнесе. Я думаю, что в этом случае – это хороший вариант. И наша дипломатия могла бы здесь постараться и добиться соответствующего соглашения. Тут главное, чтобы победил бизнес, а не политика.
К сожалению, прибалты вроде бы прагматичные люди, но здесь они играют в политику, и закончится это нескоро. Может быть, экономические сложности, которые сейчас переживают страны Европы, немного заставят их отойти от фундаментальных своих позиций, я только на это рассчитываю.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
Здравый смысл всё же возобладал и у некоторых литовских политиков, и у литовских бизнесменов. Они поняли, в отличие от тех сил в республике, которые продолжают раздувать истерию вокруг Балтийской АЭС, что наилучшим способом контроля станции является ознакомление с ней и участие в её строительстве, пусть даже и на вспомогательных объектах.
Приняв участие в строительстве Балтийской АЭС, литовские компании смогут укрепить свою репутацию, станут более известны на мировых рынках в целом и рынке Европы в частности, что принесёт им новые контракты. В то же время, участие литовских компаний в строительстве Балтийской АЭС наглядно доказывает, что как бы этого ни хотелось некоторым политическим силам, проект становится международным, а значит, приобретает больший вес и может способствовать приходу в него новых участников из других стран.
Визит Казимиры Прунскене свидетельствует о том, что в республике существуют здоровые политические силы, которые осознают, что противостояние в данном вопросе между Россией и Литвой надуманное, что оно неконструктивно. Несмотря на сложную историю наших взаимоотношений, вечно их обсуждать, да и осуждать тоже, невозможно, нужно двигаться дальше, строить новые современные связи, которые будут избавлены от излишней политизированности.
Хочется верить, что эти литовские компании – своего рода «первые ласточки», за ними последуют другие компании, причём не только литовские, которые примут участие в сооружении Балтийской АЭС. А это будет означать, что первый международный проект Росатома состоялся, и ему удалось убедить всех сомневающихся в правоте выбранной им позиции. Причём позиция эта принесёт выгоду не только россиянам, но и всем участникам строительства Балтийской АЭС, а также будущим покупателям её продукции, в каком бы государстве они ни находились.
Денис Демин, начальник аналитического отдела инвестиционной компании БФА:
Строительство АЭС – очень крупный проект, который вызывает закономерный интерес компаний региона.
На фоне общей стагнации экономической активности получение подрядов особенно актуально для компаний стран Балтии. Для российской стороны привлечение к процессу строительства европейских компаний – в том числе и политический жест, призванный продемонстрировать полезность проекта для экономики соседних стран еще на этапе строительства, а также повысить «прозрачность» АЭС для европейцев, в последнее время особенно озабоченных рисками, связанными с атомной энергетикой.
Реакцию литовских властей тоже можно понять: после того, как ЕС вынудил страну закрыть Игналинскую АЭС, единственной реальной перспективой стало развитие энергетической зависимости от соседей. Старт строительства Балтийской АЭС снизил вероятность реализации проекта новой АЭС в Литве, переговоры по которому и так проходили не гладко. На этом фоне раздражение литовских политиков вполне объяснимо.