Число россиян, заявляющих о своем одобрении использования атомной энергии, не только восстановилось после ознаменованного аварией на японской АЭС "Фукусима" 2011 года, но и заметно превысило показатели 2010 года. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга отношения россиян к атомной энергетике, реализуемого Исследовательской группой ЦИРКОН с 2008 г. Опрос, проведенный в мае 2012 года, демонстрирует значительное увеличение доли сторонников
атомной энергетики - с 39% в 2010 году до 45% в нынешнем году.
Старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник:
Рост позитивных установок по отношению к атомной энергетике не носит локальный характер. Это не только свойственная России тенденция, но и мировой тренд. Я связываю это с несколькими причинами. Во-первых, прошел шок после фукусимской аварии. В результате расследования стало ясно, что причиной ЧП на АЭС стал человеческий фактор. Сама станция как таковая не подвела. Эта авария продемонстрировала, что даже в таких экстремальных условиях последствия не сопоставимы с теми, какими нас пугали противники атомных станций. С побережьем ничего не случилось - сельскохозяйственная продукция и морепродукты из этого региона уже на рынках. Судя по исследованиям, в том числе и ВОЗ, уровни радиации не превышают норм, то есть последствия ощутимы лишь на территории АЭС и локализованы в рамках площадки станции. Поэтому не удивительно, что прошлогодние страхи улеглись сами собой. Подсознательная боязнь того, что аварии на АЭС означают почти полную социальную катастрофу региона, не оправдалась.
Во-вторых, противники атомной энергетики настаивали на том, что ее могут заменить нетрадиционные источники энергии. Но все попытки инициировать проекты с альтернативной энергетикой - будь то ветровые или солнечные - показали, что возместить реальные потребности в электроэнергии в необходимом объеме при имеющихся экономических условиях невозможно. Параллельно с ростом интереса к атомной энергетике наблюдается устойчивое падение интереса общества к альтернативным источникам энергии. Их сейчас пропагандируют только производители, то есть те, кто имеет бизнес-интерес к этой отрасли. Например, по итогом опроса, проведенного в Великобритании, за строительство ветряных электростанций на суше высказались 57% опрошенных, что на 7% ниже показателя прошлого года. И это при том, что никаких аварий с ветряной генерацией за прошедший год не наблюдалось.
Альтернативные источники энергии и вообще более затратные виды генерации являются предметом роскоши. Это принадлежность общества, где все проблемы решены. Поэтому можно часть средств можно потратить на такие "игрушки". Как только экономические положение ухудшается, то именно реальности и потребности повседневной жизни становятся настолько важными, что людям дела нет до такого рода высокотехнологичных игрушек и внеплановых трат необходимых ресурсов. Сейчас в Европе, да и во всем мире ситуация в экономике именно такая. Для развития экономического надо выбирать наиболее эффективные средства и в экономике, и в энергетике. В свете этих реалий атомная энергетика становится привлекательной. Ведь вложения в нее сразу же пробуждают все сопутствующие отрасли экономики, связанные с металлургией, строительством, производством электроники и т.д. Плюс резко увеличивается потребность в рабочей силе при строительстве атомного реактора. Атомная энергетика становится в этом случае локомотивом развития. Поэтому сегодня каждому такого рода локомотиву общество уделяет значительное внимание. Поэтому атомная энергетика находится сейчас в зоне позитивных ожиданий. В данном случае все плюсы от ее развития можно наблюдать как раз в России, так как отечественная атомная отрасль не поддавалась негативным настроениям и продолжала работать и развиваться. В итоге у нас есть разработки и проекты, которые можно предлагать по всему миру - спрос на такого рода продукцию будет только расти.